Принципы и принтеры

0

Пройдя сквозь дебри съемок и оставив позади обработку, мы приблизились к нашей конечной цели – печати фотографий.

Долгое время бытовало мнение, что печать – процесс исключительно сложный, а потому его следует передоверить профессионалам-полиграфистам или мастерам ручной печати (как цветной, так и черно-белой). Так оно, в общем, и было — раньше. Но c приходом «цифры» всё изменилось. Сейчас технологии цветной печати достигли невиданных высот. Принтеры, которые позволяют добиться фотографического качества изображений, работают все лучше, а стоят при этом все меньше. И результаты печати на правильно откалиброванном домашнем принтере нас не только вполне устраивают, но зачастую даже превосходят самые смелые наши ожидания (а ожидания у нас — ого-го! — поверьте на слово). И хочется думать, что в будущем цифровая печать станет еще лучше и дешевле.

Куда она, в самом деле, денется.

Так что — вперед! Нам осталось преодолеть всего несколько рифов и подводных течений — и мы будем у цели, в нашей тихой гавани.

Варианты печати цифровых изображений

Начнем, пожалуй, с того, что вариантов получения печатной копии цифрового изображения довольно много. И, чтобы выбрать подходящий для вас вариант, нужно ориентироваться во всем многообразии существующих принтеров, типов чернил, сортов бумаги и средств профилирования.

Давайте перечислим основные категории пригодных для фотопечати принтеров в зависимости от того, на каком принципе создания изображения они построены.

Лазерные принтеры

Лазерные принтеры, в отличие от струйных, наносят на бумагу не прозрачные чернила, а матовый тонер. Полученное таким образом изображение похоже по строению на напечатанную в газете фотографию: если близко ее рассматривать, легко заметить, что изображение состоит из крошечных черных кружочков, расположенных по линиям воображаемой сетки. Качество печати при этом определяется тем, какого размера кружочки используются. Можно взять линейку, приложить к газетной фотографии и посчитать, сколько «кружочков» приходится на единицу шкалы.

Допустим, получилось 10 кружков в одном сантиметре. Можно было бы назвать такое разрешение 10 кружков на сантиметр. Но, оказывается, это могут быть не только кружки, но и квадраты, овалы, шестиугольники и другие фигуры. Более общим оказывается другая характеристика — то, что точки любых форм выстраиваются на бумаге линиями. Поэтому разрешение такой печати определяется количеством линий на дюйм (lines per inch — lpi). Чем лучше разрешение (чем больше линий на дюйм), тем менее заметны отдельные точки и тем качественнее изображение в целом. Если количество линий таково, что глаз не в состоянии выделить отдельную точку, то качество печати можно считать приближенным к фотографическому.

Но качество отпечатка зависит не только от возможностей принтера, но и от разрешения цифрового снимка. При этом очевидно, что чем больше разрешение принтера, тем лучше должно быть разрешение файла: если качеству печати лазерного принтера с разрешением 600 dpi соответствует разрешение изображения 106 lpi, то для принтера с разрешением 1200 dpi – соответствующее разрешение файла должно быть 212 lpi.

Когда вы готовите изображение к печати на лазерном принтере, изображение полезно привести к соответствующему возможностям принтера разрешению. Чтобы определить желательное разрешение изображения (количество пикселов на дюйм), lpi принтера нужно умножить на коэффициент 1,5-2,5 — чем выше детальность изображения, тем больше должен быть коэффициент. Если вы печатаете на лазерном принтере из Photoshop, можно быстро подсчитать нужное разрешение, вызвав через меню Изображение » Размер изображения и кликнув на кнопке Автоматически…. В появившемся экране нужно установить нужное значение lpi и указать требующееся качество печати — Улучшенное для умножения в 1,5 раза и Отличное для умножения в 2 раза (особенно важно для портретов). Наконец, при печати изображений, содержащих слишком контрастные детали, разрешение pixels/inch полезно рассчитывать, исходя из коэффициента 2,5.

Стоит отметить, что лазерные принтеры, позволяющие получать изображение, близкое по качеству к фотографии, стоят пока еще очень дорого.

Искусство ставить кляксы

Струйные принтеры (Inkjet printers)

Принтеры этого типа формируют полутоновое изображение, нанося на бумагу отдельные точки (dots) нескольких определенных цветов — по сути, малюсенькие разноцветные чернильные кляксы. При этом значение имеет не размер точек (он стандартен для каждого принтера), а расстояние между ними. Например, чтобы передать различные градации серого, принтер располагает точки черного цвета на разном расстоянии друг от друга. Чем ближе друг к другу точки, тем темнее тон, воспринимаемый человеческим глазом.

Цветной отпечаток создается по тем же самым принципам. При этом обычно используются чернила только четырех цветов: циан (cyan), мажента (magenta), желтый (yellow) и черный (black). В некоторых моделях этот набор расширен светлым цианом (light cyan) и светлой мажентой (light magenta). Цветовые точки так малы, что человеческий глаз их не распознает и напечатанное изображение выглядит для него сплошным.

В новых моделях принтеров фирмы Epson (Stylus Photo 2100, 7600 и 9600) дополнительно используются серые чернила (light black). Это позволяет увеличить количество полутонов, особенно в черно-белых отпечатках, и получать фотографии не хуже (по нашему мнению, даже лучше!), чем при ручной черно-белой печати.

Разрешение принтера для печати художественной фотографии составляет 720, 1440, а у некоторых моделей даже 2880 точек на дюйм (dots per inch – dpi). Разрешение самого предназначенного для печати цифрового изображения должно при этом находиться в диапазоне от 200 до 300 пикселов на дюйм (pixel per inch – ppi). Обычно разрешение изображение делается кратным разрешению принтера. Например, если вы выбрали разрешение принтера 1440 dpi, то разрешение изображения установите 288 ppi — при этом каждый пиксел при печати будет воспроизведен пятью чернильными точками (dots).

На рынке струйных принтеров наиболее известные марки: Epson, Canon, Hewlett Packard и Lexmark.

Преимущества струйных принтеров — долговечность отпечатков и большой выбор доступных типов бумаги (о видах бумаги для фотопечати будет подробно сказано далее).

Epson Stylus Photo 2100

Этот принтер позволяет получать замечательные отпечатки (при наличии профайлов). Дома мы пользуемся именно таким. У него хороший цветовой охват, есть возможность печати без полей, отдельные картриджи для каждого цвета чернил (также картридж с серыми чернилами), он принимает множество типов бумаги (не только производства Epson). К недостаткам можно отнести только:

низкую скорость (но это ведь и не промышленный принтер);
довольно высокую стоимость зарядки чернилами (400-430 рублей за картридж);
ограниченный формат печати (А3+, то есть, не больше 33х48 см).
Цена около $700.

Epson Stylus Pro 7600/9600

Принтеры используют такие же чернила, как и 2100, но позволяют замахнуться на очень большие фотографии. Ширина печати на них — до 61 см (7600) и 114 см (9600). Вряд ли вы поставите такой дома, но — кто знает…

В остальном эти принтеры обладают сходными характеристиками с 2100 — разве что печатают побыстрее.

Canon S9000

Еще один принтер, на который стоит обратить внимание тем, кто желает устроить дома мини-лабораторию цифровой печати. Создавая отпечатки, по качеству ничуть не уступающие Epson, он печатает их в 3 раза быстрее!

Сублимационные принтеры (Dye Sublimation printers)

Вместо использования точек фиксированного цвета (как в лазерных и струйных принтерах), сублимационные принтеры действительно печатают оттенки серого и оттенки других цветов. То есть, отдельный пиксел вашего изображения может быть отображен одной точкой принтера. Чтобы напечатать качественную картинку на таком принтере, нужно выяснить его разрешение. Если, например, это 300 dpi, то для получения высококачественного отпечатка необходимо и цифровое изображение посылать на печать в том же разрешении — 300 pixels/inch.

Такие принтеры отличаются высокой скоростью и хорошим качеством. Но для цифровой печати художественных фотографий они не получили широкого распространения, так как сделанные с их помощью отпечатки недостаточно долговечны.

Печать больших форматов

Хорошие фотографии больших форматов производят совсем иное впечатление, чем маленькие отпечатки. Если вам еще не захотелось напечатать ваш шедевр в большом формате, то скоро непременно захочется. Проблема, которая встанет на вашем пути, известна – принтеры, печатающие формат больше 33×48 см (он же А3+), довольно дороги. Например, Epson 7600 стоит порядка $3000, а Epson 9600 уже около $7000. Но, поскольку большие форматы печатать приходится не так уж часто, стоит просто найти хорошую цифровую лабораторию, где есть профайлы для печати на разных типах бумаги, и время от времени с ней сотрудничать.

Бумажные заботы

Чернила и бумага — это не те вещи, на которых можно экономить, если хочется добиться качественной печати. Получить полное удовлетворение от цифровой печати можно, только подобрав идеальную пару «чернила-бумага».

Разновидности бумаги

Видов бумаги сейчас выпускается великое множество, и выбирать тот или иной тип нужно в зависимости от того, для чего вам нужна фотография (в альбом, на стену, при каком освещении и т.д.). Чтобы сделать правильный выбор и не потерять потраченное на печать время, деньги и сами отпечатки, полезно хотя бы в общих чертах ориентироваться в бескрайнем бумажном море.

Бумага промышленного производства

Художественная бумага массового производства, безусловно, качественнее простой офисной бумаги, но принципы их производства сходны: обработка давлением, температурная обработка и химические добавки. Бумага может быть матовая, полуматовая, глянцевая, хлопковая и т.д. Иногда бумаге придают какую-либо фактуру, и она выглядит как бумага, сделанная вручную.

Для гарантированного результата стоит использовать бумагу от производителя вашего принтера. На сайте производителя обычно есть вся необходимая информация. Можно использовать бумагу и независимых производителей, но качество ее должно быть не ниже, чем у оригинальной бумаги (здесь вы легко сориентируетесь по ценам). Однако печать на «неродной» бумаге (т.е., не от производителя вашего принтера) – это каждый раз эксперимент. В любом случае, для точной цветопередачи сначала потребуется создать профайл именно для этого типа бумаги.

Handmade бумага

При ручном производстве бумаги используются экологически более чистые методы, химической обработки сырья или нет совсем, или очень немного. Материалом может служить лен, хлопок, рис. Иногда делают имитацию бумаги из естественных материалов — мы были свидетелями того, как бумагу делали вручную из макулатуры, а затем оставляли на ней отпечатки листьев.

Бумага, сделанная вручную, разумеется, заметно дороже бумаги массового производства, но, возможно, парочка ваших шедевров станет настоящим произведением искусства, воплотившись на бумаге ручного производства.

Бумага из вторсырья

Такая бумага часто неоднородна и имеет разную толщину, поэтому вряд ли подойдет для широкоформатной печати. Но стоит поэкспериментировать и с ней, иногда это дает очень интересные результаты. Тем более, что стоит такая бумага совсем недорого.

Наша чернильница

Как выбрать чернила

Совсем не обязательно заряжать принтер картриджами, которые обычно приходится менять через каждые 30-50 отпечатков. Существуют системы постоянной подачи чернил, которые избавляют вас от этой головной боли.

Как мы уже говорили, в принтерах используется ограниченный набор цветов чернил: циан, мажента, желтый и черный (CMYK). Черный создает контраст и помогает сократить расход цветных чернил в тенях. Чтобы приблизиться к фотокачеству, современные принтеры используют также светлый циан и светлую маженту. Интересный ход сделала компания Epson, применив серые чернила, что увеличило количество полутонов, особенно на черно-белых фотографиях. Кроме того, помимо фотографического черного цвета (для печати на глянцевой бумаге), в новых принтерах Epson используется матовый черный (для матовой бумаги) — это увеличивает глубину изображения за счет того, что черный цвет получается более насыщенным. Кстати, если чернила каждого цвета находятся в отдельном картридже, то в целом это обходится дешевле — не приходится выбрасывать весь картридж из-за того, что в нем закончились чернила какого-то одного цвета.

Чернила лучше использовать оригинальные (т.е. от производителя принтера), иначе результат может быть непредсказуем. Кроме того, некоторые производители снабжают свои картриджи микрочипами: принтер распознает «родные» картриджи и отказывается работать с «неродными».

Хотя мы везде говорим, что печатать лучше только на «родной» бумаге и «родными» чернилами — это не совсем так. Точнее, это безусловно так, если вас не интересуют какие-либо особые варианты и вы не хотите тратить время на рискованные эксперименты. Не вредно будет иметь в виду, что основной источник дохода производителей принтеров — это расходные материалы. Вас «сажают на иглу» дешевизной самого принтера и принуждают платить приличные деньги (хотя и постепенно) за бумагу и чернила. Именно поэтому производители так ревностно охраняют свои принтеры (в том числе и с помощью микрочипов)от использования в них «чужих» картриджей.

На самом деле, истина заключается в том, что существуют и другие чернила, и другая бумага, которые не только превосходят расходные материалы производителя вашего принтера по качеству, но зачастую и стоят гораздо дешевле. Увы, за все в этом мире приходится платить — использование «чужих» чернил лишает вас гарантийных обязательств производителя принтера, да и подбор альтернативной бумаги может потребовать времени и немалых усилий. Впрочем, в этом мы постараемся вам немного помочь.

Краситель или пигмент?

Чернила, используемые в струйных принтерах, бывают двух типов: на основе красителей (dye) и на основе пигмента (pigment). Чернила на красителях обладают меньшим метамеризмом (см. ниже) и дают более яркое и сочное изображение, чем пигментные, но менее долговечны и быстро выгорают. Хотя последняя разработка компании Epson — пигментные чернила UltraChrome — обладают очень незначительным метамеризмом и при использовании хорошего профайла дают насыщенность, сопоставимую с чернилами на красителях. А долговечность таких отпечатков более 75 лет!

Именно поэтому для художественных работ мы рекомендуем использовать пигментные чернила (чтобы ваши шедевры сумели вас пережить), а для печати семейных фотографий в альбом будет вполне достаточно чернил на красителях. Покупая принтер, поинтересуйтесь, какие чернила он использует. Свойства бумаги для каждого вида чернил обычно отличаются. Пигментные чернила (используются в струйных принтерах), как правило, требуют бумаги с покрытием (coated) — при печати ими на бумаге без покрытия (uncoated) могут появляться дефекты изображения — чернила будут расплываться. Сублимационные принтеры (в них чернила только на красителях) не требуют бумаги с покрытием. Будьте готовы к тому, что ваш принтер примет не любую бумагу.

Принтер в профиль

После того, как вы затратили кучу времени на обработку вашей фотографии, вы наверняка захотите, чтобы ее напечатанная версия была максимально близка к тому, что вы видите на своем откалиброванном (!) мониторе. Добиться этого можно только с помощью профайла, созданного для конкретного принтера, данного вида чернил и именно для этого типа бумаги.

Оборудование с программным обеспечением для профилирования принтера совсем недешево (от $1500), но покупке калибровочного оборудования существуют и некоторые альтернативы:

Можно использовать профайлы, поставляемые вместе с вашим принтером. Такие профайлы достаточно хороши, хотя их применение — не самый лучший вариант, поскольку они являются общими для всех принтеров данной марки и не учитывают особенностей именно вашего принтера (помните пример с цветными телевизорами в магазине?). Кроме того, эти профайлы бесполезны, если вы захотите напечатать снимки на бумаге от других производителей;
Покупка или бесплатная загрузка общих (generic) профайлов для конкретной бумаги/принтера/чернил, созданных производителем бумаги или чернил;
Заказ в специальных службах профилирования ваших индивидуальных профайлов (средняя стоимость профайла -$80-150);
Печать без калибровки, добиваясь нужного результата методом проб и ошибок.
Мы считаем, что третий путь (заказ индивидуального профилирования) наиболее приемлем для большинства любителей цифровой фотографии. Лучше заплатить один раз (и сравнительно немного — по сравнению с покупкой оборудования), чем потратить уйму времени, чернил и бумаги, добиваясь нужного результата «методом научного тыка».
Жизнь отпечатков

Долговечность

Срок жизни отпечатка крайне важен для художественной фотографии. Продаете ли вы свою работу в галерею, дарите ли ее друзьям – вам небезразлично, как долго будет храниться ваш шедевр. Поэтому к выбору бумаги и чернил следует относиться очень трепетно. Пигментные чернила обладают большей долговечностью по сравнению с чернилами на основе красителей. Также различной долговечностью обладают разные бумаги. Например, компания Epson гарантирует, что под стеклом и при отсутствии попадания прямых солнечных лучей изображение на бумаге Epson Archival Matte сохранится не менее ста лет.

Для сравнения: гарантия для одной из лучших фотобумаг Fuji Crystal Archive – 60 лет, для обыкновенной цветной фотобумаги – не более 30 лет.

Обычно производители указывают долговечность бумаги на упаковке. Помните лишь, что данная долговечность рассчитана только при использовании конкретных чернил (указанных производителем) и хранении в специальных условиях — чаще всего под стеклом и при отсутствии попадания прямого солнечного света.

Метамеризм

Любое напечатанное изображение будет иметь некоторые изменения в цвете, если его освещать светом с различным спектром (лампы накаливания, дневной свет или флуоресцентные лампы). Иногда изменения становятся очень значительными и цвета сильно искажаются — это явление называют метамеризмом. Например, при освещении лампами накаливания фотография приобретает малиновый (magenta) оттенок, хотя при дневном свете с изображением все было в порядке. Или, наоборот, при освещении лампами накаливания изображение выглядит нормально, а при дневном свете в нем появляется зеленый оттенок.

Наиболее заметен метамеризм при использовании пигментных чернил. В предыдущих моделях принтеров Epson при печати на глянцевой бумаге наблюдался значительный метамеризм при дневном свете (зеленоватый циан), хотя при лампах накаливания изображение выглядело вполне нормально. В последних моделях (например, Epson Stylus 2100) компания серьезно поработала над устранением этого явления и благодаря применению новых чернил UltraChrome метамеризм стал почти не заметен.

С метамеризмом можно бороться следующим образом. Если вы собираетесь разместить фотографию там, где она будет освещена лампами накаливания и рискует приобрести «мажентовый» оттенок, можно в Photoshop с помощью Кривых (Curves) немного усилить зеленый канал. Таким же образом можно бороться и с другими проявлениями метамеризма.

Черно-белое дело

Если вы увлечены черно–белой печатью, не стоит полагать, что это обрекает вас на возню с кюветами и мульти-контрастной бумагой. Современные принтеры при правильном подходе могут предложить вам совершенно замечательный результат. Обратите внимание — при правильном подходе.

Если вы печатаете черно-белые снимки от случая к случаю, это прекрасно можно делать это на том же самом принтере, что и цветные отпечатки. При этом не стоит устанавливать настройки принтера на использование только черных чернил — результат такого шага может вас неприятно поразить. Печатать нужно, используя все цветные картриджи.

Если вы печатаете черно-белое изображение без тонирования, переведите его в grayscale mode, так как печать из RGB предоставит программному обеспечению принтера избыточную информацию для конвертации, а это может привести к непрошенному появлению на отпечатке цветовых оттенков. И еще раз напомним о профайлах. Обязательно используйте профайлы для конкретной бумаги при черно-белой печати, иначе вы не сумеете добиться настоящего черно-белого изображения, так как весьма вероятно смещение общего тона в сторону какого-либо цвета. Светлые или средние тона могут получится, например, с оттенком маженты, циана и т.д.

Хорошим решением для «чернушников» (то есть любителей только черно-белой фотографии) будет установка на принтере специальных картриджей для черно-белой печати. Например, Cone Tech Piezography BW6 или Lyson’s Quard and Nex Blacks. Вы вставляете их в принтер вместо цветных — и получаете качественную черно-белую печать на разных сортах бумаги.

Сны о чем-то большем

Пример: Фрагмент фотографии до увеличения

Пример: Увеличение на 300% с помощью Genuine Fractals

Пример: Увеличение на 300% с помощью пошаговой интерполяции

Когда цифровой снимок меньшего размера, чем нам хочется напечатать, его приходится растягивать. Поскольку разрешение при увеличении нам нужно сохранить, в изображении должны появиться новые пикселы. В оригинале этих пикселов нет, процедура увеличения создает их по одному из доступных ей алгоритмов — это и называется upsampling.

Безусловно, все такие алгоритмы имеют ограничения — несмотря на всю их изощренность, они не в состоянии привнести в изображение новые детали, поскольку в оригинале этих деталей просто нет.

Само собой, следует отдавать себе отчет, что при линейном увеличении качество изображения только ухудшается. Поиск оптимального алгоритма или программы для увеличения — это всего лишь поиск компромисса между фактическим ухудшением изображения и улучшением его визуального восприятия. Фотографию размером метр на метр никто не будет разглядывать с очень близкого расстояния, поэтому большая часть недостатков и дефектов картинки просто не будут никем замечены. Этим свойством глаза давно пользуются в наружной рекламе — если вы подойдете к рекламному щиту 6х3 метра на довольно близкое расстояние, то обнаружите, с каким низким разрешением напечатано изображение, хотя издалека оно выглядит более чем привлекательно. А ведь низкое разрешение печати — это существенное удешевление производства…

Существует несколько способов увеличения размеров изображения:
Для небольшого увеличения (до 130-150%) можно воспользоваться бикубическим алгоритмом, который предлагает Photoshop: Изображение » Размер Изображения, и в опции Метод увеличения выбираете значение Бикубический;
Другой алгоритм интерполяции использует математику фракталов и плагин для Photoshop, реализующий данный метод, который называется Genuine Fractals. Этот плагин позволяет увеличивать изображение до 600% и многие считают его одним из лучших. Однако не стоит слишком обольщаться — даже самая совершенная математика не восстанавливает то, чего нет. Поэтому, несмотря на значительно лучшие результаты по сравнению с бикубической интерполяцией, Photoshop-фракталы тоже не всегда и не на сто процентов решают вопрос увеличения;
Еще один метод upsapmling, называемый «пошаговая интерполяция». Данный метод использует бикубический метод Photoshop, но увеличение производит не за один раз, а серией небольших шагов. За один шаг изображение увеличивается не более чем на 10%. Иногда этот метод дает результаты, даже превосходящие Genuine Fractals. Но опять-таки — не для каждого изображения и не со стопроцентной гарантией. Хотя мы чаще всего пользуемся именно им. Его недостаток в том, что он занимает довольно много времени (увеличение на 300% требует 30 шагов!). Чтобы не проводить процедуру увеличения вручную, удобно написать специальный Action или купить уже готовый (например, у Фреда Миранды).

Обратите внимание, что после увеличения размера изображение почти всегда нуждается в добавлении резкости.

Конечно, существуют и другие алгоритмы — мы остановились лишь на самых распространенных. Напоследок хочется еще раз повторить, что ни один из этих методов не дает абсолютных результатов и, возможно, в будущем появится что-нибудь получше.

И все равно: самый надежный способ увеличить ваши снимки — увеличение разрешения вашего фотоаппарата.

Печать из Photoshop

Если в начале этой главы говорилось о вещах теоретических, то сейчас пора перейти к практике — поговорим о том, как правильно, соблюдая все принципы управления цветопередачей, напечатать изображение из Photoshop 7.

Перед тем как отправить снимок на печать, мы обычно контролируем, как это изображение будет выглядеть на выбранной нами бумаге. Для этого мы пользуемся функцией Цветопроба, которая позволяет сымитировать вывод изображения на какое-либо устройство и дает возможность, если это необходимо, скорректировать результат.

Для этого идем в меню Вид >> Настройки цветопробы >> Пользовательские. В открывшемся окне выбираем из списка профайл, с которым мы предполагаем печатать картинку. Это может быть профайл, созданный самостоятельно вами или специальной сервисной службой, профайл именно для этой бумаги или один из профайлов, поставляемых вместе с принтером.

Например, для принтера Epson Stylus Photo 2100 (с матовым черным картриджем) и бумаги Epson Archival Matte профайл называется так – SP2100 Archival Matte_MK [MK означает матовый черный катридж, а PK – photo черный катридж].

В меню Способ преобразования Вы можете выбрать, по какому алгоритму будет преобразованы цвета из цветового пространства, в котором находится исходное изображение, в цвета пространства выходного устройства (в нашем случае — принтера). Цель этих преобразований состоит в том, чтобы с наименьшими потерями перенести на печать цвета снимка. Обычно этому препятствует то, что различные устройства имеют разный цветовой охват и иногда физически не способны воспроизвести отдельные цвета (опять вспомнили про телевизоры в магазине). Сейчас мы не будем подробно останавливаться на различиях алгоритмов преобразования — их влияние на изображение вы можете на практике отследить через возможности функции Цветопроба. Попробуйте разные «интенты» (способы преобразования), выберите тот, при котором ваша картинка визуально выглядит лучше всего. Сами мы обычно используем Perceptual и — реже — Relative Colorimetric.

Не будем останавливаться на других установках, присутствующих в том же интерфейсе, добавим лишь, что для матовой бумаги мы еще включаем чекбоксы Use Black Point Compensation и Simulate Paper White

Вообще, выбор этих чекбоксов может привести к тому, что изображение на экране резко «испортится» – побледнеет и потускнеет. Но, увы, такова реальность. Именно это и произойдет с изображением, если его печатать на матовой бумаге, да еще с неподходящим профайлом (или отсутствием такового). Чтобы «обойти» это неприятное ощущение, мы рекомендуем в момент установки значения чекбокса смотреть в сторону от экрана — по крайней мере, не заметите, как резко изменяется изображение, с которым вы работаете.

Найденные вами оптимальные установки рекомендуем сохранить на диске. Их можно сохранить в произвольной директории (и тогда доступ к ним сохранится через команду Загрузить) или в папке Черновые режимы, и тогда найденный набор установок окажется в нижней части списка подменю Черновые установки и их легко можно будет наложить на любые изображения.

Теперь, когда мы увидели, как будет выглядеть наша фотография на бумаге, ее можно скорректировать — если, конечно, это необходимо.

Следующий этап — это уже непосредственно печать. Для нее нам понадобятся два пункта меню Файл >> Установки страницы (Command-Shift-P) и Печать с предпросмотром.

Диалоговое окно Установки страницы предлагает выбрать принтер, размер страницы и расположение изображения на странице (вертикальное или горизонтальное). Здесь же можно задать масштабирование изображения, но этого делать мы не рекомендуем — поскольку предпросмотр не дает возможности увидеть, как будет выглядеть результат и будет ли он хоть сколько-нибудь приемлем.

После Установок страницы вызываем >> Печать с предпросмотром (Command-P) и проверяем, как наше изображение будет располагаться на листе. Перечислим основные параметры этого диалога и поясним, для чего нужен каждый параметр.

Расположение.

Этот параметр регулирует размещение снимка на листе. Если отключить опцию Центрировать изображение, картинку можно «двигать» по листу или с помощью мыши, или явно задавая ее координаты — расстояние от левого и верхнего края листа.

Изменить размер печати.

Здесь можно изменить масштаб изображения. Параметр масштабирования можно указывать в процентах (относительный) или в сантиметрах или дюймах (абсолютный). При включении опции Привести к формату происходит автоматическое масштабирование изображения таким образом, чтобы картинка занимала как можно большую площадь листа.

Изменение размеров изображение при масштабировании происходит аналогично тому, как это делается в окне диалога Размер изображения при выключенной опции Растянуть изображение, когда обратно пропорционально меняются линейные размеры и разрешение цифрового изображения, а новые пикселы при этом не создаются. Однако качество изображения при изменении размеров файла поддается визуальному контролю, который при масштабировании изображения при печати практически невозможен. Именно поэтому масштабированием при печати мы не пользуемся — если уж делать такие вещи, то в процессе обработки картинки (смотрите раздел «Сны о чем-то большем»).

Печать выделенной области.

Возможно, вас это удивит — в Photoshop легко можно напечатать какую-либо часть изображения просто выделив ее, не вырезая и никуда не копируя. Нужно выделить нужный участок изображения, и после этого в экране Печать с предпросмотром станет доступна опция Печать выделенной области, а на языке Windows – Печать выделения. Остается только ее включить.

К сожалению, все это применимо только к выделенным областям прямоугольной формы.

Показать другие настройки.

Выбрав эту опцию, мы получаем доступ к Управлению цветом и Дополнительным установкам при печати. Дополнительные установки требуются в основном при подготовке изображения к офсетной печати, хотя изобретательный ум может найти им и другие достойные применения.

Но сейчас нас в первую очередь интересует, как правильно настроить управление именно цветопередачей.

На этом и сосредоточимся.

Руля цветом

Управление цветом — самая ответственная часть организации печати, и здесь очень важно не напортачить в установках. Установки Управления цветом позволяют печатать изображение «as is» (то есть, без управления цветопередачей), конвертировать данные о цвете перед отправкой на принтер по определенному алгоритму или передать принтеру информацию о профайле, который сообщит драйверу принтера, какие изменения цвета нужно внести при печати.

Давайте рассмотрим эти установки подробно.

Исходное цветовое пространство. Здесь указывается собственное цветовое пространство изображения. По умолчанию приоритетно цветовое пространство самого документа (то есть, файла), которое описано либо встроенным профайлом изображения, либо, если такового нет, текущим цветовым пространством Photoshop — его вы выбрали в диалоге Установки цвета.

Если выбрать другой вариант, Установка цветопробы, то Photoshop конвертирует цвета изображения в цветовое пространство, описанное профайлом, выбранным в Установке цветопробы (мы говорили о работе с ней чуть выше). Эту возможность имеет смысл использовать, например, когда есть необходимость эмулировать цветовое пространство какого-либо устройства. Допустим, вы хотите получить цветопробу предназначенного для полиграфической печати изображения, которое еще не переведено в CMYK (то есть, находящегося пока в пространстве Adobe RGB). На своем струйном принтере вы сможете получить эту цветопробу, если установите в Установку цветопробы профайл полиграфической печати (которой вам должны дать в типографии). Мы сами редко пользуемся этой установкой, поскольку чаще печатаем просто на принтере и оставляем изображение в цветовом пространстве RGB, обычно в Adobe RGB (1998).

Пространство для печати. Здесь можно установить, будет или нет Photoshop делать какие-либо преобразования цветового пространства перед отправкой данных на принтер. Если будет, то нужно «подсунуть» Photoshop нужный профайл из списка. Здесь у нас есть три альтернативы:
Воспроизвести исходный. Эту установку нужно использовать, когда нужно, чтобы никаких цветовых преобразований над вашим изображением Photoshop не совершал. Обычно так поступают, когда фотография уже конвертирована в цветовое пространство вашего принтера и конкретной бумаги – то есть, вы уже сделали это явно с помощью функции Изображение » Коррекция » Конвертировать в профайл, в результате чего имели возможность осуществлять полный визуальный контроль за результатом. Мы используем эту опцию, когда печатаем специальные калибровочные таблицы для кадибровки принтера, поскольку в этом случае мы хотим получить именно искаженное принтером изображение и затем сгенерировать профайл, который эти искажения будет компенсировать.
Доверить принтеру. Эта установка сообщает Photoshop, что данные следует послать на печать без какой-либо коррекции, но с текущим профайлом печатаемого изображения. В этом случае принтер (точнее, драйвер принтера), должен функцию обеспечения правильной цветопередачи на основании полученного профайла взять на себя. Предполагается, что устройство (в нашем случае принтер) сумеет верно интерпретировать профайл и самостоятельно внести все необходимые коррекции. К сожалению, большинство устройств (принтеров в том числе) подобного доверия не заслуживают. То есть, теоретически они, вроде бы, обязаны делать все правильно, но на практике результат крайне далек от желаемого. Мы не используем эту установку.
ICC профайл. Мы даем Photoshop указание конвертировать наше изображение в цветовое пространство, описанное выбранным из списка профайлом. Пусть вас не смущает обилие профайлов в этом списке – вам нужен один, причем совершенно конкретный! Чтобы получить желаемый результат, необходимо использовать профайл, созданный именно для этого принтера и именно этого типа бумаги. Если перед печатью вы пользовались функцией Цветопробы, то безусловно, вам следует выбрать именно тот профайл, который был создан по результатам эмулирования (опять же, мы говорили об этом ранее).

Следующая опция после выбора профайла – это алгоритм преобразования цветового пространства. Самый простой способ понять влияние этих алгоритмов на конечный результат – сымитировать его с помощью Цветопробы. Со временем вы получите практический опыт оценки этого параметра, а до тех пор можно следовать простому правилу: если изображение содержит большое количество цветов, которые выходят за пределы воспроизведения данным принтером (они называются Out of Gamut) – используйте Perceptual Intent, в противном случае — Relative Colorimetric.

Теперь, когда настройки управления цветом произведены, можно смело нажимать Печатать…

Но — не торопитесь! Необходимо оформить еще одну простую, но очень важную установку: следует убедиться, что у самого принтера все настройки управления цветопередачей отключены. Иначе произойдет двойное преобразование: изображение сначала сконвертирует Photoshop, а затем драйвер принтера, и трудно сказать, что получится в результате. Точнее, можно гарантировать, что ничего хорошего не получится.

Поэтому, дабы ничего существенного не пропустить, давайте быстро пройдемся по установкам самого принтера. Рассмотрим их на примере принтеров Epson. Хотя у других производителей настройки могут быть иначе сгруппированы и по-другому называться, мы полагаем, что на основе рассказанного вы сумеете разобраться с вашим собственным принтером гораздо эффективнее, чем мы — какие-то незнакомые с ним посторонние люди.

В разделе Установки печати выбираем нужные тип бумаги и чернила.

Затем выбираем Расширенный режим для того, чтобы задать требуемое качество печати (через разрешение и скорость). Помните, что чем быстрее печатает принтер, тем ниже качество. Что касается разрешения, то мы советуем использовать 720 dpi и в самом крайнем случае 1440 dpi – для того, чтобы увидеть разницу между двумя этими разрешениями, нужен очень качественный оригинал и очень хороший профайл, что в любительских условиях обычно труднодостижимо, а время печати увеличивается почти вдвое.

В разделе Управление цветом выбираем установку Без цветовой коррекции. Это самая главная опция, нужная для того, чтобы получить требуемую цветопередачу.

Самый последний раздел — Суммарная информация — позволяет еще раз проверить все установки, сделанные в других разделах. Если вы собираетесь часто печатать на этом типе бумаги с выбранными установками, стоит сохранить их с помощью команды Сохранить как… и впоследствии больше не тратить время на установку всех этих параметров.

Вот и все. Теперь можно смело нажимать кнопку Печать — и с нетерпением ждать, когда на лоток принтера польется поток созданных вами шедевров…

Похожие статьи:

Leave a Reply


©2004 - 2010 Фото SNAPSHOT. Все права защищены. У каждой новости есть автор. Ссылки на источник указаны в нижней части статей..
Фото, самсунг, Снэпшот, сони, Картинки, никон, Скрины, модели фотоаппаратов, Фотоаппараты, скрины, Новости, фотографии, фотографы, галлереи,