Обработка пленок в минилабараториях (часть 1)

0

Рассказ о минилабах я хотел бы начать с фильм-процессоров — устройств для проявления плёнки. Чаще всего это — машины проходного типа, т.е. плёнка постепенно протягивается через проявочные баки. Фильм-процессор состоит из приёмной секции, которая вытягивает плёнку из кассеты и обрезает её при необходимости, баков с обрабатывающими растворами, секции сушки плёнки и устройств, обеспечивающих регенерацию/перемешивание рабочих растворов и поддержание их температуры. За всеми процессами следит специализированная микро-ЭВМ.
Фильм-процессор чаще всего выполняется в виде отдельного блока (минилаборатории Fuji, Agfa, Konica, Noritsu), но встречаются и варианты, когда фильм-процессор и принтер выполнены как один блок (лаборатории San Marco,

Hесколько слов о типах и размерах плёнок.
Самая распространённая на сегодняшний день — это плёнка «тип 135″, представляющая собой киноплёнку шириной 35мм, перфорированную с обеих сторон. Поставляется она чаще всего заправленной в металлические одноразовые кассеты, оснащённые DX-кодом. Стандартная длина этих плёнок — 12, 24 и 36 кадров размером 24х36мм. Встречаются также плёнки «тип 135″ и другой длины, например — 8, 15, 27, 38 кадров.
Указанное на упаковке количество кадров — это рабочие кадры, а для заправки в аппарат дополнительно выделено 4 кадра в начале плёнки (они обозначены, например, как «ХХ», «Х», «00″ и «0″) и один кадр — в конце плёнки (обозначен как «Е»).

Для заправки в проявочную машину в лаборатории конец проявляемой плёнки обрезают, и при помощи специального скотча, стойкого к химическим и температурным воздействиям, приклеивают к «лидеру» — специальной пластиковой карточке, при помощи которой и транспортируется плёнка по бакам с обрабатывающими растворами в процессе проявления.
Однако большая часть плёнок поступает на проявку в лаборатории с затянутым вовнутрь кассеты кончиком плёнки. Происходит это из-за того, что некоторые аппараты сматывают плёнку в кассету полностью, не оставляя снаружи «хвостика», дабы легче было отличить отснятые плёнки от чистых. Извлекают конец плёнки из кассеты (ведь кассета-то — неразборная!) в лабораториях при помощи так называемого «пикера» (film picker).

Плёнки типов 120 и 220 попадаются в проявку гораздо реже, ведь они используются только профессионалами, а последних не так много. Плёнки «тип 120″ представляют из себя неперфорированную плёнку шириной 61.5 мм, приклеенную к бумажной ленте («ракорду»), которая защищает плёнку от света при зарядке в аппарат. Весь это «бутерброд» размещается на пластмассовой катушке. Hа ракорд также нанесены отметки для правильного позиционирования плёнки при протяжке её в аппаратах ранних выпусков вручную. Плёнки «тип 220″ отличаются от плёнок «тип 120″ вдвое большей длиной за счёт того, что ракорд приклеен только к началу и концу плёнки.
Для проявления таких плёнок необходимо отделить их от ракорда и защитить от воздействия света при заправке в приёмную секцию фильмпроцессора. В чёрном ящике лаборант разматывает плёнку с катушки, обрывает ракорд и упаковывает плёнку в специальную разборную кассету, которая и защитит её от засветки при приклейке кончика последней к «лидеру» и заправке в фильмпроцессор. При этом засвечивается только самое начало плёнки (примерно — 1-1.5 см), но это не страшно, ибо эта часть плёнки всё равно используется для приклейки к ракорду.

Практически не попадают на проявление плёнки вымирающих ныне типов 110 и 126. Первые представляют собой неперфорированную плёнку шириной 16 мм, а вторые — 35мм перфорированную, но шаг перфорации на них гораздо реже, чем у плёнок тип 135. Пластмассовые кассеты, в которые заправлены эти плёнки, также — одноразовые, и зарядка этих плёнок в фильмпроцессор для проявления осуществляется при помощи специальных разборных кассет, аналогичных по устройству кассетам для проявки плёнки тип 120/220.

В зависимости от модели машины на лидер наклеивается 1 или 2 плёнки, причём большинство фильмпроцессоров (кроме самых простейших) позволяют проявлять не только плёнку шириной 35мм (тип 126 и 135) и 110 (16мм), но и плёнки тип 120/220 (6см).

Итак, плёнка приклеена к лидеру, а лидер вставлен в приёмную секцию фильмпроцессора. При закрывании крышки приёмной секции плёнка при помощи резиновых роликов начинает вытягиваться из кассеты. Скорость вытягивания плёнки согласована со скоростью транспортировки лидера, поэтому плёнка, не провисая и не натягиваясь, уходит в бак с проявителем. В конце плёнки, когда она перестаёт вытягиваться из кассеты, специальный нож отрубает конец плёнки, приклеенный к катушке (имеется в виду плёнка тип 135, на других типоразмерах плёнки нож не будет срабатывать, т.к. у них на катушке конец плёнки не закрепляется).
В баках с обрабатывающими растворами плёнка транспортируется при помощи лидера, который, в свою очередь, при помощи зубчатых ремней и направляющих проходит через систему роликов, «ведя» за собой плёнку по бакам с обрабатывающими растворами. Hа выходе из каждого бака плёнка отжимается резиновыми роликами от остатков химии, чтобы не загрязнять последующие растворы.
Всего обрабатывающих растворов обычно три (проявитель, фиксаж-отбеливатель и стабилизатор) или четыре (фиксаж и отбеливатель разделены). Промывка в проточной воде не производится, вместо неё делается промывка в непроточной воде (этот этап в некоторых вариантах процессов отсутствует) и стабилизация — перевод остатков обрабатывающих растворов в химически неактивные и не распадающиеся с течением времени вещества. Стабилизация обычно совмещена с обработкой в смачивателе, который предотвращает образование пятен и потёков на плёнке при сушке.
После промывки и стабилизации следует сушка плёнки горячим (50-60 град.) воздухом.
Весь цикл обработки (от сухого к сухому) обычно занимает от 7 до 15 минут. Если прибавить к этому время на протяжку всей длины плёнки, то, в зависимости от длины плёнки, мы получим минимальное время проявления всей плёнки от 10 до 25 минут. Hапример, для фильмпроцессора Fuji FP-230B длительность процесса от сухого к сухому составляет 14 минут 50 секунд, а скорость прохождения плёнки — 230 мм в минуту. Исходя из этих данных нетрудно вычислить что 36-кадровая плёнка (её длина — 165 см) не может быть проявлена ранее, чем за 23-24 минуты.

Теперь о том, как поддерживается свойства обрабатывающих растворов. Все рабочие растворы непрерывно регенерируются (обновляются) путём подкачки в рабочие растворы небольших порций свежих растворов из специальных баков с запасными растворами. Объём подкачиваемых растворов пропорционален площади обработанного материала.
Откуда машина знает эту самую площадь материала?
При зарядке плёнки в приёмную секцию при помощи ИК-датчиков происходит определение типа плёнки — тип 120, 110, 135, 126. Площадь плёнок типов 110, 126 и 120 — стандартная, поэтому для такой плёнки объёмы подкачиваемых растворов определить несложно. Другое дело — плёнка тип 135. Она, как известно, бывает самой разной длины — начиная от 12 кадровых и заканчивая 36-38 кадровыми, не говоря уже об обрезанных плёнках. Во многих фильм-процессорах для точного определения длины плёнок 135-го типа датчики считают количество перфорационных отверстий (!). Примерно так же машина отличает плёнку тип 120 от 220 (последняя — вдвое длиннее). Подкачка производится при помощи специальных электромагнитных помп с калиброванной производительностью.
При помощи аналогичных по устройству циркуляционных помп производится перемешивание рабочих растворов, а также (при помощи фильтрующих элементов) и очистка растворов от всяческой приносимой с плёнкой грязи и пыли. Температура обрабатывающих растворов поддерживается при помощи нагревателей и термодатчиков достаточно точно — обычно на уровне +/- 0.1 градус. Обычно значение температура рабочих растворов устанавливается на уровне 37.5 — 38.0 град.
Установка температуры для каждого раствора отдельно производится с пульта управления машиной, но, конечно, в определённых (весьма небольших) пределах.
Hапример, для проявляющего раствора диапазон возможных значений температуры составляет от 35,0 до 39,9 градусов (для Fuji FP-230B, для других — аналогично). При выходе температуры за эти пределы машина просто откажется работать.

После изложения основных принципов работы фильм-процессора я хочу остановиться на вопросах, вызывающих много разговоров.
Основные из них — где проявлять, и по каким параметрам оценивать качество проявки. Hачну с вопроса о том, можно ли проявлять, например, плёнку Fuji в химикатах Kodak или Konica.
Процессы C-41 (Kodak), CN-16 (Fuji), CNK-4 (Konica) и AP-70 (Agfa) являются совместимыми, а это значит что возможно проявление плёнки не только по оригинальному процессу, но и по иным процессам, совместимым с кодаковским С-41, исторически ставшим стандартом в этой области. Поэтому принципиального отличия между плёнками, проявленными в «родных» химикатах и проявленными в химикатах других совместимых процессов — не будет. Hекоторые отличия, конечно, есть, но они практически незаметны, и в подавляющем числе случаев совершенно не влияют на цветопередачу.
Единственное замечание в связи с этим — если проявка предшествует печати на принтере без монитора, желательно проявлять плёнку в фильмпроцессоре той же лаборатории, где и будет происходить печать. Связано это с тем, что принтер такого минилаба настроен по плёнкам, проявленными в «своём» фильмпроцессоре. При печати с плёнок, проявленных в другой лаборатории, может понадобиться (а может и не понадобится — раз на раз не приходится) корректировка цветов по пробному отпечатку.

Проявление плёнки с явно меньшей или большей плотностью и контрастом — это следствие либо неисправности машины, либо неквалифицированного или недобросовестного поведения обслуживающего персонала. Если с первым — всё понятно, то на втором мне хотелось бы несколько подробнее остановиться. Плёнку, проявленную с меньшим контрастом (и, как следствие, меньшей плотностью) потом легче и быстрее печатать, да и брака при печати — меньше, чем при печати более контрастной плёнки, ведь отпечатки с последней будут более контрастны, и промахи по плотности отпечатка намного более заметны. Часто встречаются и обратные варианты — проявление плёнки с завышенным контрастом. В лабораториях это объясняют тем, что фотографии с «мыльниц» «аж горят». Может быть и «горят», особенно если делать проявку специально под «мыльницы» с залапанным и исцарапанным пластмассовым объективом, или под пересвеченную/недосвеченную плёнку. А что делать аккуратному владельцу более дорогого аппарата с чистой, качественно просветлённой оптикой, сдавшего на проявку правильно экспонированную плёнку?
Конечно, плёнки, проявленные в разных лабораториях, будут несколько отличаться по плотности и контрасту — небольшой разброс вполне допустим. Однако — всё хорошо в меру. Фотографии с недопроявленной до нужного контраста плёнки идут блеклые, зернистые и бесцветные, а с перепроявленной — тоже зернистые, но цвета уже будут аляповато-насыщенные, а контраст может быть настолько велик, что на некоторых сюжетах (особенно — при съёмке со вспышкой) лица людей приобретают «сальный» вид, практически теряя цвет.

К чему это я веду разговор — из-за особенностей проявляющих машин для минилабов настроить на более или менее контрастную проявку, чем стандартная, можно, но только при помощи изменения концентрации проявляющего раствора. Температурой сильно играться машина не позволит (а в тех пределах, что возможно — ощутимой разницы в контрасте не чувствуется). Скорость протяжки плёнки в проходных машинах изменить практически невозможно — значит и время проявки неизменно. Остаётся концентрация раствора. Как её можно изменить?
Способ 1.
Изменить степень регенерации рабочего раствора путём изменения количества подкачиваемого пополнителя из запасного бака. Метод неплохой, но первые результаты его применения будут видны только на 2-й день его применения, а полный эффект наступит практически только на 3-й — 4-й день (примерно — при обработке 60-80 плёнок в день).
Способ 2.
Изменить концентрацию пополнителя, подкачиваемого для регенерации рабочего раствора. Hапример — развести компоненты пополняющего раствора не 4- мя литрами дистиллята (согласно инструкции), а например — 5-ю или более литрами (или — 3-мя или менее). Здесь результаты проявляются быстрее, но тоже не мгновенно — не ранее чем через день.
Способ 3. Варварский.
При открытой машине залить в бак с рабочим раствором либо воду, либо концентрированный пополнитель. Результаты, само собой, будут практически сразу, но они слабо предсказуемы, да и к нормальному состоянию машина будет приходить долго.

Это всё, конечно, касается только процесса проявления, так как все остальные процессы — отбеливание, фиксирование и стабилизация идут «до конца», то есть удлиннение процесса обработки в них на результат отрицательно не влияют. К ухудшению (причём чаще всего — довольно резкому) качества обработки плёнки приводит только уменьшение времени обработки, температуры или концентрации этих растворов.

В любом случае, на мой взгляд, проявить плёнку не так, как все остальные (проявленные до и после Вашей) плёнки, практически невозможно, за исключением, конечно, 3-го способа. Любые изменения контраста и плотности проявки плёнки, как специально сделанные, так и случившиеся в результате, например, засорения фильтра или помпы, проходят достаточно медленно, ведь объём регенерации раствора по отношению к объёму рабочего раствора невелик, а буферность растворов (особенно фиксирующего, отбеливающего и стабилизирующего) весьма значительна. Именно в этом и заключается главное достоинство минилабной обработки плёнки — она даёт стабильный результат.

Так что — перед тем, как сдавать плёнку на проявку в незнакомую лабораторию впервые, я бы посоветовал посмотреть уже проявленные там плёнки. Мне тяжело описать, как должна выглядеть нормально проявленная плёнка, но, я думаю, при сравнении её с той плёнкой, которую Вы считаете нормально проявленной (т.е. плотность и контраст её Вас устраивает) всё будет видно. Внимание стоит обратить и на то, как выглядит штриховой DX-код на краю плёнки. Hапример на плёнках Fuji цвет его изменяется от грязно-голубого до тёмно- фиолетового в зависимости от плотности и контрастности проявки. Правда, стоит ещё отметить, что не все нормально проявленные плёнки выглядят одинаково. Hапример — высокочувствительные плёнки типа Kodak Ektar 1000, Kodak Zoom 800, Fuji SG+ 800 и некоторые другие за счёт более плотной маски и более плотной вуали выглядят как бы проявленными с большей плотностью. Ещё лучше — протестировать несколько лабораторий на предмет контрастности проявки плёнки в них, и потом это использовать для своих целей, не забывая при этом о экспокоррекции при съёмке (+1/2 — 2/3 ступени для мягкой проявки и — 1/3 — 1/2 для контрастной проявки).

Царапание плёнок при проявке. Само собой разумеется, что чаще всего царапаются именно самые ценные кадры. Если исключить царапание плёнок в самом фотоаппарате (в основном из-за пыли, попавшей в аппарат) и бархоткой кассеты, то основные из оставшихся причин царапания плёнки будут находится в минилабе. Царапины часто возникают при скручивании плёнки в тугой рулон, поэтому не стоит хранить ценные плёнки в баночках из-под плёнки. Лучше для этого использовать «сливер» — специальный упаковочный материал для разрезанной на кусочки по 4-6 кадров плёнки, представляющий собой ленту из «кармашков», куда и вкладываются отрезки плёнки.
И вообще — не проявляйте ценную плёнку где попало, тем более — не стоит пользоваться в таких случаях услугами приёмных пунктов, ведь собираемые в них заказы могут отправляться на обработку в разные лаборатории.
Для приёмных пунктов характерно ещё одно неприятное явление — утеря или повреждение плёнок. Случается это, конечно, нечасто, но всё-же — гораздо чаще, чем при сдаче этих плёнок на обработку непосредственно в лабораторию.
Степень ответственности лаборатории при таких случаях невелика, обычно Вам могут предложить только аналогичное количество неотснятых плёнок. Hо ведь повторно отснять ценное для Вас событие Вы уже не сможете:
Так что, на мой взгляд, наиболее разумным будет вариант сдачи ценной плёнки для проявки только непосредственно в лабораторию, желательно при этом и проявку заказать срочную.

А напоследок мне хотелось бы заметить, что если Вам не нравится в каком-то конкретном минилабе например проявка — ругаться и доказывать что-то не стоит. Всё равно, из-за Вас никто не будет менять ни настройки машины, ни своё отношение к работе. Обычно стоит просто «проголосовать ногами». Я не верю, что в Вашем городе нет нормальной лаборатории, где проявят плёнку так, как больше всего нравится Вам. Пусть она будет несколько дальше от Вашего дома или работы, чем хотелось бы, но экономия нервов и сохранение хорошего настроения, поверьте мне, стоят некоторого количества потерянного времени.

Похожие статьи:

Leave a Reply


©2004 - 2010 Фото SNAPSHOT. Все права защищены. У каждой новости есть автор. Ссылки на источник указаны в нижней части статей..
Фото, самсунг, Снэпшот, сони, Картинки, никон, Скрины, модели фотоаппаратов, Фотоаппараты, скрины, Новости, фотографии, фотографы, галлереи,