История фотографии

0

Что такое фотография? Наверное, у каждого из вас, независимо от того, фотограф вы или нет, есть ответ на этот вопрос. Кто-то скажет, что фотография – снимок с изображением, кто-то скажет, что искусство, а кто-то, что стиль жизни. Наверное, каждый будет по-своему прав. Кто-то сомневается, и поэтому заглянет в словарь.

Вот как трактует нам понятие фотографии Большой энциклопедический словарь. Фотография — (от фото … и …графия), теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствительных фотографических материалах (галогеносеребряных и бессеребряных); различают фотографию черно-белую и цветную, художественную и научно-техническую (аэрофотографию, микрофотографию, рентгеновскую, инфракрасную и др.). Основоположники фотографии — изобретатели Л. Ж. М. Дагер (1839) и Ж. Н. Ньепс (Франция), У. Г. Ф. Толбот (1840-41, Великобритания). Цветные фотоизображения впервые получил Л. Дюко дю Орон (1868-69, Франция).

Толковый словарь русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова разъясняет нам, что фотография это – 1. получение изображений предметов с помощью оптического аппарата (камеры) на светочувствительных пластинках. 2. отпечаток, снимок, полученный таким способом. 3. предприятие, мастерская для съемки и изготовления снимков, отпечатков по заказу. 4. лицо, физиономия (перен).

Ну, а свободная энциклопедия – википедия – напомнит, что фотография (фр. photographie от др.-греч. φως / φωτος — свет и γραφω — пишу; светопись — техника рисования светом) — получение и сохранение статичного изображения на светочувствительном материале (фотоплёнке или фотографической матрице) при помощи фотокамеры.

Так каким образом началось это чудо – фотография, кто первым понял, что с помощью света можно не только видеть окружающий мир, но и запечатлеть его на материальном носителе? Как получилось, что удачно примененные физические законы с помощью химических реакций стали не только великим изобретением, но и одним из ведущих направлений в искусстве?

История фотографии начала разрабатываться только в последнее время, в основном в послевоенное время, когда люди восстанавливали не только разрушенные города, но и находили вдохновение в искусстве, в том числе, изучая и мало исследованные его области.

Развитие фотографии имело долгую предысторию. Впрочем, хорошее дело быстро не делается. Нельзя сказать, что фотографию изобрел конкретный человек. История фотографии – это история открытий многих людей, которые пытались облегчить рисование с натуры путем копирования изображений, получаемых в камере-обскуре, ставили опыты по использованию светочувствительности некоторых химических соединений, и изготовление первых оптических приборов, в частности линз, которые изначально делали из кристаллов, а позднее из стекла.

Камера-обскура – интереснейшее изобретение, имеющее многовековую историю. Она была известна задолго до открытия фотографии. В переводе с латинского камера-обскура означает «тёмная комната».

Еще в V веке до н.э. китайский философ Ми Ти описал возникновение изображения на стене затемненной комнаты. Аристотель, живший в IV веке до нашей эры, заметил, что свет, проникающий через узкое отверстие, может проектировать изображение в перевернутом виде на противоположенной стене. В Х веке арабский ученый Альхазен из Басры создал камеру-обскуру, которая представляла собой либо затемненную комнату, либо большой ящик с отверстием в стене. Он заметил также, что чем меньше отверстие, тем четче изображение на стене.

В Европе аналогичные камеры появились в ХVI веке. Помогала камера и художникам для изучения перспективы. С камерой-обскурой работали Леонардо да Винчи, Ян Вермер и Альбрехт Дюрер. Но особенно широко камера-обскура среди художников стала использоваться в XVIII веке.

Большой вклад в усовершенствование камеры-обскуры внёс итальянский физик Джиованни Баттиста делла Порта (1535-1615). Сначала он предложил вставлять в отверстие камеры стекло, напоминающее современную линзу. Позднее он создал портативную камеру. В маленьком темном ящике под углом 45 градусов располагалось зеркало, которое проецировало изображение на стол или лист бумаги.

В дальнейшем камеру-обскуру усовершенствовал астроном Иоганн Кеплера (1571-1630). В 1600 г. с ее помощью он начал наблюдать за движением Солнца и, поместив на некотором расстоянии от положительной линзы отрицательную, получил увеличенное изображение. Эта идея послужила основой для нынешних телеобъективов.

В 1812 г. английский физик Уильям Хайд Волластон (1766-1828) применил менисковую линзу с диафрагмой вместо двояковыпуклой, улучшив этим качество по краю изображения. Используя тот же принцип, он создал и так называемую «ландшафтную» линзу, которые впоследствии стали употребляться в ящичных камерах.

К XIX веку камеры-обскуры использовали не только художники или граверы, но и архитекторы, и даже путешественники.

Ну и, несомненно, огромное значение имели камеры-обскуры во время зарождения фотографии в экспериментах Нисефора Ньепса, Жака Дагерра и Уильяма Ф. Тальбота.

Конечно, надо сказать, что не только оптические открытия привели к изобретению фотографии. Этому способствовал и ряд химических наблюдений.

Но далеко не сразу люди пришли к тем тому, что впоследствии и положило начало фотографии. Хотя древним алхимикам влияние света на некоторые химические вещества было прекрасно известно. Особое внимание в этом направлении было уделено соли серебра. Арабские врачи, применявшие в своей практике это вещество (нам оно известно как ляпис), заметили, что оно темнеет на свету. Хотя долгое время считалось, что не свет, а тепло заставляет соль серебра менять цвет. Немецкий алхимик Георг Фабрициус (1516-1571) открыл хлорид серебра, смешав поваренную соль с раствором азотнокислого серебра и получив молочно-белый осадок, который почернел от солнечного света. Интенсивность окраски менялась от продолжительности освещения химического вещества солнцем.

И только в 1725 году немецкий физик Иоганн Гейнрих Шульце (1687-1744) доказал, что свет, а не тепло делает серебряную соль тёмной. Случилось это случайно (как и многие великие открытия). Ученый смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворённого серебра, и обратил внимание, что солнечный свет, попадавший на смесь, заставлял ее темнеть, в то время как смесь, укрытая от света, оставалось неизменной. Потом он проводил эксперименты с фигурами, вырезанными из бумаги. Шульце накладывал фигурки на бутылку с приготовленным раствором, и получались фотографические отпечатки на посеребрённом меле. Но профессору и в голову не пришло, что сделанные подобным образом изображения, можно как-либо закрепить. Однако этот эксперимент, положил начало многим наблюдениям и открытиям в области химии, которые впоследствии привели к изобретению фотографии.

Не удалось закрепить изображение и Томасу Веджвуду (1771-1805), английскому ученому. Ему удалось получить надежное изображение, но он не смог закрепить его, сделать постоянным. В 1796 году он укладывал на бумагу, увлажненную раствором азотнокислого серебра, листья растений. Часть бумаги, покрытая листьями, оставалась светлой, освещенная часть чернела. Веджвуд усложнял опыты, получая контурные изображения на бумаге, коже и стекле. Пытаясь их закрепить, он промывал негативы мылом или покрывал изображение глянцем. Но эти снимки все равно не переносили солнечного света, поскольку не были зафиксированы.

И все же в 1819 году известный английский ученый Джон Гершель (1792-1871) нашел вещество, способное растворять соли серебра и закрепившее фотографическое изображение. Им оказался гипосульфит натрия.

В 1813 году к опытам с фотографическими пластинками приступил французский художник Жозеф Нисефор Ньепс (1765-1833). Около 1816 года он решил делать изображение предметов с помощью камеры-обскуры, где с одной стороны было очень маленькое отверстие и линза, а с другой светочувствительная пластинка.

Усовершенствованная камера-обскура и стала первым в истории фотоаппаратом. Именно Ньепсу в 1824 году удалось закрепить получаемые изображения, проводя эксперименты с горной смолой. Под действием света она может изменять свои свойства: к примеру, переставать растворяться в некоторых жидкостях, в которых растворялась в темноте. Долгий и утомительный процесс закрепления с помощью смолы не был идеальным, и Ньепс продолжал работу по поиску подходящего закрепителя.

Один француз — любовник. Два француза — дуэль. В нашем случае – движение к великому открытию. В 1829 году Ньепс объединил свои усилия с художником и театральным декоратором Луи Жаком Манде Дагером (1787-1851). Вскоре Ньепс умер, и Дагер продолжил начатые исследования один. Но он не знал, как получить светочувствительную пластину. Помог, как всегда, случай. Однажды он положил серебряную ложку на покрытый йодом металл и увидел, что на металле осталось изображение ложки. Дагер взял полированную серебряную пластинку, подверг ее действию йодистых паров, чтобы получить йодистое серебро. Сверху он положил фотографический снимок Ньепса. Через какое-то время на ней образовалась копия снимка, правда пока трудноразличимая.

Дагер продолжал искать способ проявлять полученные изображения. И его долгие поиски увенчались успехом (опять же случайно!). Ртуть оказалась тем веществом, которое он так долго искал. Тогда уже Дагер без труда разработал все детали фотографического процесса, в результате которого выходили четкие изображения предметов со всеми мелкими деталями и полутонами.

10 августа 1839 года в Париже Дагер на собрании с участием членов Академии наук объявил, что открыл способ проявлять и закреплять фотографические изображения. А вскоре в продаже появились наборы для фотографирования по способу Дагера (этот способ стал называться дагеротипией). Однако дагеротипия была слишком трудоемка для обывателей и требовала немалого терпения.

Почти в то же самое время англичанин Bильям Генри Фокс Тальбот (1800-1877) нашел способ получения негативного фотографического изображения, который назвал калотипией. Изображения он наносил на бумагу, пропитанную хлористым серебром. С помощью этого метода появилась возможность копировать снимки (позитивы печатались на аналогичной бумаге). Патент на этот способ Тальботу был выдан в 1841 году.

Также в 1833 году при помощи нитрата серебра был изобретен метод получения изображения, который описал в своем дневнике франко-бразильский изобретатель и художник-натуралист Эркюль Флоранс (1804-1879) в 1833 году.

Как бы много сил не отдали для развития фотопроцесса Ньепс, Дагер или Тальбот, но ни один из них не применял к своей работе термин «фотография». Официально он был узаконен и получил право на существование только в1878 году в Словаре Французской академии. Считается, что это слово было впервые применено Джоном Гершелем 14 марта 1839 года.

Вообще фотография в начале своего существования была довольно опасным (попробуйте-ка, например, без риска для здоровья подышать парами ртути – соседи быстро вызовут МЧС) и утомительным занятием. Хотя поклонников у нее сразу стало великое множество. И это, конечно, не только любители запечатлеть себя для потомков, но и ученые, стремившиеся усовершенствовать процесс фотографирования. Поэтому дагеротипия и калотипия в скором времени были вытеснены новым изобретением – мокрым коллоидным процессом.

Предложил его англичанин Фредерик Скотт Арчер (1813-1857). Его изобретение увеличило светочувствительность в несколько раз и сократило время экспозиции до долей секунды. Данный процесс и по сей день используется в полиграфии. Он же в 1851 году открыл способ удержать светочувствительный слой на фотоповерхности.

Продолжались работы с использованием фотографической бумаги. Не останавливались и исследования по поиску вещества, способного ускорить появление изображения на фотоповерхности. В 1840 году профессор Джон Фредерик Годдард (1795-1866) выяснил, что если заменить йодистое серебро на бромистое, чувствительность фотослоя возрастает в десятки раз.

Французский фотограф Жан Франсуа Антуан Клоде (1797-1867) заметил, что бром существенно увеличивает чувствительность йодированных серебряных пластинок, и нескольких секунд становится достаточно для получения изображения. Кстати, он первый стал применять в темной комнате безопасный красный свет.

В 60-х годах XIX века велась работа над сохранением в получаемых изображениях цвета. 17 мая 1861 года английский физик Джеймс Максвелл (1831-1879) сделал с помощью фотографических методов самое первое цветное изображение. А в 1903 году знаменитые братья Люмьер создали процесс «автохром», во время которого при достаточном освещении экспозиция длилась не больше двух секунд, а на пластинке получался цветной позитив.

Надо сказать, что изображения, получаемые на пластинках, несмотря на постоянное совершенствование, были довольно неудобны. Сами фотографы прекрасно понимали это и искали подходящий альтернативный вариант. И вот в конце 80-х годов XIX века американская компания Kodak наладила выпуск негативных фотопленок на гибкой подложке из целлулоида, а также фотоаппаратов, где эти пленки и использовались. Фотоаппараты эти по нашим меркам выглядели довольно неуклюже: это была неразборная камера, заряженная на заводе фотопленкой на сто кадров (сейчас нечто подобное у нас продают в качестве игрушек для детей, правда размеры уже не те…). После использования всей пленки, человек отправлял фотоаппарат производителю, где аппарат перезаряжался, а счастливый обладатель этого чуда техники получал пачку уже готовых снимков. Но ведь это был 1888 год!

В 1935 году появились на свет цветные пленки «Кодахром», которые также надо было после съемки отдавать производителю, поскольку цветные компоненты добавлялись во время проявления. Кстати, производство этой пленки было прекращено лишь в этом году, после 74 лет существования. Та цветная пленка, с которой мы все хорошо знакомы, появилась также не без участия компании Kodak в 1942 году.

В 1963 году осуществилась мечта миллионов людей, желавших получать готовые снимки сию минуту. Воплотить мечту в жизнь помог фотоаппарат Polaroid, который давал возможность делать моментальные цветные снимки. Надо сказать, что 2009 год стал прямо-таки «убийцей» великих изобретений. В этом году Polaroid также прекратил выпускать свои аппараты для съемки моментальных фотографий. Теперь люди, имеющие эти чудесные механизмы, становятся держателями раритетов, не говоря уже о тех, кто имеет кассеты к ним!

Сейчас практически в каждой семье имеется фотоаппарат. Следуя духу времени, пленочные камеры заменяются цифровыми. Мысль о создании электронного аппарата пришла на ум человечеству довольно давно, еще в 1908 году. Именно тогда шотландский инженер-электрик Алан Арчибальд Кэмпбел Суинтон (1863-1930) опубликовал в журнале «Nature» статью, где говорилось о возможности использования электронно-лучевой трубки для регистрации изображения. Этот метод стал позднее использоваться в телевидении.

Настоящий прорыв произошел в 1970 году, когда ученые из Bell Labs создали прототип электронной видеокамеры на базе прибора с зарядовой связью из семи МОП-элементов. А в 1972 году компания Texas Instruments получила патент на «Полностью электронное устройство для записи и последующего воспроизведения неподвижных изображений», в котором давалось исчерпывающее описание цифровой камеры. В качестве чувствительного элемента здесь применялась ПЗС-матрица, а изображения хранились на магнитной ленте. Просмотреть их можно было на экране телевизора.

Еще через два года (чувствуете, как процесс пошел?) была сделана первая астрономическая электронная фотография. А в 1975 году инженер Kodak Стив Сассон создал первую работоспособную камеру. Весила она три килограмма и записывала снимок размером 100х100 пикселей почти 23 секунды.

В 1976 году компания Fairchild выпускает первую коммерческую электронную камеру MV-101, которая использовалась для наблюдения за качеством продукции Procter&Gamble (похоже, ребята тогда не очень качественно работали).

Еще через четыре года, в 1980 году компания Sony выпустила первую цветную коммерческую цифровую видеокамеру, а через год камеру Mavica, записывающую отдельные кадры в аналоговом формате NTSC. Это был настоящий переворот, так как люди получили удобное устройство для съемок, которое записывало кадры на диск.

Людям науки не сидится на месте, тяга к знаниям помогает не только им делать великие открытия, но и нам, обывателям, пользоваться плодами этих открытий в свое удовольствие (я не имею в виду обогащенный уран). Однажды канадские ученые захотели сфотографировать северное сияние. Для этого процесса была создана первая полностью цифровая камера All-Sky camera. После этого усовершенствования в области цифровой фотографии стали происходить в геометрической прогрессии. Об этом говорит наличие мало-мальски простенькой цифровой камеры почти на каждом мобильном телефоне.

Конечно же, из обихода никуда не делась и пленочная фотография. Многие фотографы до сих пор предпочитают пользоваться именно таким видом техники. Но как бы то ни было, фотография в том или ином виде прочно вошла в нашу жизнь, и не найдется, наверное, ни одного человека, который бы не оценил пользу этого великого изобретения. Фотография сопровождает нас повсюду, начиная с первых моментов рождения, фиксируя все наши достижения, успехи, радости и горести. Как однажды сказал Анри Базен: «В наше время все существует ради того, чтобы окончиться фотографией».

Похожие статьи:

Leave a Reply


©2004 - 2010 Фото SNAPSHOT. Все права защищены. У каждой новости есть автор. Ссылки на источник указаны в нижней части статей..
Фото, самсунг, Снэпшот, сони, Картинки, никон, Скрины, модели фотоаппаратов, Фотоаппараты, скрины, Новости, фотографии, фотографы, галлереи,