Фотография в 20-е годы

0

В истории отечественной фотографии была краткая и счастливая пора, когда она была в тесном контакте с академической наукой, имела свой центр в престижном научном учреждении — Государственной академии художественных наук (ГАХН).

В 20-е годы ГАХН сыграла важную роль в развитии советской фотографии, роль, до сих пор по достоинству не оцененную. Именно ГАХН приняла под свое крыло Русское фотографическое общество (РФО) (до революции это была наиболее влиятельная и самая крупная фотографическая организация в России), однако, первая мировая война, а затем гражданская надолго прервали деятельность РФО. Работа была возобновлена в 1921 году, председателем РФО стал известный фотограф и способный организатор Б. Подлузский. Общество РФО было реорганизовано по образцу ГАХН: созданы секции художественной, научно-технической и общей фотографии, культурно-просветительная комиссия.

В конце 1923 года на рассмотрение академии была вынесена особая программа по изучению художественной светописи, тогда Б. Подлузский выступил в ГАХН с докладами о новейших достижениях фотографии в России и на Западе. В начале следующего года в стенах ГАХН была развернута первая выставка современной русской фотографии, имевшуюся в составе академии фотолабораторию преобразовали в фотокабинет, перед которым были поставлены научно-исследовательские задачи.

Фотокабинет под руководством Б. Подлузского превратился в своеобразный центр художественной и научной фотографии, вокруг которого группировались фотохудожники «старой школы», корифеи русской светописи: Ю. Еремин, А. Гринберг, П. Клепиков, В. Живаго и другие.

Ученый секретарь академии профессор А. Сидоров был большим ценителем светописи и оказывал всем начинаниям РФО серьезную поддержку. Спустя полвека он вспоминал в интервью журналу «Советское фото»: «Я был и остаюсь искренним любителем художественной фотографии. Она близка мне, искусствоведу… Еще юношей впервые почувствовал заманчивые возможности этого искусства, его огромные перспективы. И не ошибся…»

А. Сидоров не раз выступал с научными докладами на заседаниях художественной секции РФО, со статьями в фотографических журналах. Когда ГАХН при содействии РФО организовала выставку портретной фотографии, А. Сидоров сделал обстоятельный доклад с анализом работ известнейших фотомастеров, опубликованный впоследствии в журнале «Фотограф». Он отметил разницу между портретами фотографическим и живописным, показал, каким образом фотограф, передав свое впечатление от модели чисто фотографическими средствами, может достичь подлинного художественного сходства. А. Сидоров дал конкретный анализ и характеристики фотопортретов, выполненных М. Наппельбаумом, А. Гринбергом, С. Ивановым-Аллилуевым, М. Сахаровым, А. Штеренбергом, А. Горнштейном.

Принципиальными явились доклады А. Сидорова «Фиксация движения в художественной фотографии», «Поверхность и форма в фотографии тела», сделанные на основе материала трех первых выставок «Искусство движения», организованных хореологической лабораторией, фотокабинетом ГАХН и РФО в течение 1925-1927 годов. Проблема движения, утверждал А. Сидоров, не в том, чтобы зафиксировать за тысячную долю секунды мчащийся автомобиль или дать отдельную фазу танца как замкнутый в себе момент. Движение есть процесс, развивающийся во времени и пространстве, поэтому для передачи движения важны «двести километров в час», а не автомобиль, танец, а не танцовщица, полет, а не птица… Для фотографа задачей является передать движение как таковое: его скорость, ритм, энергетику, потому что проблема движения есть «самый острый запрос времени». Если искусство наших дней хочет быть созвучным эпохе, оно обязано быть динамичным.

К этой цели, по мнению А. Сидорова, вели два приема: реалистический (изображается краткий миг перед кульминацией движения) и импрессионистический (основанный на передаче впечатления от движения). Подробно анализируя особенности каждого приема в передаче движения, он пришел к выводу: импрессионистический прием передачи движения (смазывание деталей, наклон горизонта и т.п.) годится для связанного ряда одинаковых движений (бег, езда), тогда как для разовых движений, имеющих определенную кульминацию (прыжок, бросок), необходимо использовать так называемый «реалистический» прием, улавливающий «узловой» момент движения.

На основе материалов трех фотовыставок А. Сидоров пришел к выводу: чем тело, показанное на снимке, более рельефно и скульптурно, тем менее оно подвижно и динамично. Пластическая форма, по его мнению, очень часто оказывалась по отношению к впечатлению движения «косной», силуэтное разрешение — более удачным. В итоге А. Сидоров пришел к выводу, что передача движения в фотографии достижима разными путями. Его интересовали конечные результаты, а не способы их непосредственного профессионального исполнения.

Самой главной и масштабной фотографической акцией ГАХН стала подготовка эпохальной выставки «Советская фотография за 10 лет». Идея организации единой выставки, «объемлющей все виды и формы применения фотографии», стала реальной только благодаря принципиальной позиции ГАХН и РФО. Был образован Комитет выставки при ГАХН из представителей 30 организаций, выработана ее конкретная структура, после чего началась подготовительная работа, продолжавшаяся до марта 1928 года. Всю эту огромную работу координировал рабочий председатель комитета Б. Подлузский, а в состав президиума вошли зампред Совнаркома Я. Рудзутак, нарком просвещения А. Луначарский, президент ГАХН П. Коган, старейшина научной и технической фотографии профессор В. Срезневский. Экспертами в жюри выступили виднейшие деятели искусства: А. Бакушинский, Э. Грабарь, Э. Лисицкий, Я. Тугенхольд и др.

Двенадцать разделов выставки представляли около семи тысяч экспонатов, был издан подробный каталог объемом 100 печатных листов. Открытие выставки превратилось в настоящий праздник, на котором побывало более тысячи зрителей. Статьи о выставке опубликовали «Правда», «Известия», журналы «Красная новь», «Советское фото», «Фотограф», ей предрекали почетную роль в развитии советской фотографии. Однако дыхание надвигающихся перемен уже обжигало искусство и фотография почувствовала это одной из первых: в 1929 году в «Советском фотографическом альманахе» появилась разгромная статья «О «правых» влияниях в фотографии».

Фотохудожники «старой школы», ведущие авторы РФО были объявлены проводниками буржуазного влияния, выразителями мелкобуржуазных настроений, а само РФО — цитаделью буржуазного искусства. Подобные политические ярлыки в то время означал для человека лишение работы, исключение его участия в выставках, а его поведение и личность подлежали строгому и придирчивому разбору и проработке. Упомянутые выше Ю. Еремин, П. Клепиков, Н. Андреев, Э. Бендель очень скоро почувствовали это. Вот характерный «критический» образчик анализа жанра обнаженной натуры: «Этот мотив оказывается весьма излюбленным как раз у тех фотографов, которые дальше всего отодвигаются от изображения современной действительности (далее следовал список ведущих авторов РФО — В. С.)… Ни в одном снимке мы не сможем отметить реалистическую трактовку обнаженного тела, как крепкого, пышущего здоровьем, напряженного естественным трудом или спортивным движением, примитивно радостного, заражающего бодрым чувством.

Наоборот, ему стремятся придать изнеженно утонченные очертания, сделать егодразнящим, полуприкрытым, мерцающим, застывшим в истоме или натянуто недвижной «выигрышной» позе.

Перед нами встают красивые бесполезные самки, предназначенные для похотливого созерцания и для обмена на деньги… Публичная, общественная фотография должна раз навсегда прекратить доступ на свои выставки, в свою печать этому грязноватому пережитку капиталистических отношений…»

Статьи в журналах начинались и заканчивались фразами вроде таких: «Мы не можем допустить, чтобы фотография использовалась буржуазными и оппортунистическими элементами как лазейка для протаскивания вредной, реакционной, классово враждебной нам идеологии».

Так называемое наступление на фотографическом фронте (тогда говорили — по законам классовой борьбы) привело к тому, что в 1930 году было распущено РФО, закрыт журнал «Фотограф», полному разгрому подверглась Государственная академия художественных наук. Переоценке была подвергнута и роль юбилейной выставки «Советская фотография за 10 лет», о которой было написано: «Выставка оказалась не праздником, а только напыщенным парадом эстетствующих направлений, — парадом, который их тут же разоблачил».

Так закончилась краткая пора плодотворного сотрудничества академического искусствознания с художественной фотографией, представленной Русским фотографическим обществом.

Все снимки (кроме А. Сидорова, их участие предположительно) экспонировались на третьей выставке «Искусство движения» и были выполнены в 1927 году.

Похожие статьи:

Leave a Reply


©2004 - 2010 Фото SNAPSHOT. Все права защищены. У каждой новости есть автор. Ссылки на источник указаны в нижней части статей..
Фото, самсунг, Снэпшот, сони, Картинки, никон, Скрины, модели фотоаппаратов, Фотоаппараты, скрины, Новости, фотографии, фотографы, галлереи,