11 вопросов о печати цифровых фотографий

0

Цифровая фотография позволяет просматривать результаты съёмки прямо на компьютере, поэтому сегодня мы печатаем значительно реже, чем в плёночные времена. Однако именно благодаря «эксклюзивности» задачи, растут и требования к качеству твёрдых копий. Ведь потратив время на отбор и обработку лучших снимков, на бумаге мы ожидаем увидеть не менее качественный результат. Но как добиться максимального совпадения нашего изображения на мониторе и фотобумаге? При подготовке файлов к печати у многих, даже опытных фотографов, возникают вопросы, на самые распространённые из которых я постараюсь ответить в этой статье.

Какие существуют способы печати фотографий?

Наиболее распространёнными на сегодняшний день технологиями являются:

Фотопечать в химическом процессе.

Струйная печать.

В первом случае картинка проецируется в темноте на фотобумагу и далее отпечаток поступает в химический процесс — проявка, отбелка, фиксаж, промывка. Всё, как в старые добрые времена, вплоть до сушки. Только глянцевателей теперь нет, а отражающие свойства поверхностей реализованы в самих материалах — матовая, глянцевая, тиснёная бумага, а также бумага с металлизированным покрытием (metallic), плёнка на просвет (duratrans) и другие.

Во втором случае картинка формируется краской. Список материалов струйной печати огромен — это не только обычная бумага, но и холст, джинса, сетчатые ткани, прозрачные плёнки, виниловые банеры, акварельные бумаги, металлические плёнки и многие другие материалы, вплоть до экзотических.

Оба способа печати представяют большой интерес для фотографирующей аудитории. Каждая из технологий обладает своими особенностями, достоинствами и недостатками. Обычно в сравнении рассматривают такие параметры, как формат печати, спектр материалов, себестоимость отпечатка, его износостойкость, скорость печати, оперативность вывода, цветовой охват, стоимость оборудования, требования к площадям и условиям эксплуатации, стабильность параметров печати, возможности тиражирования, последующей финишной обработки (покрытие лаком, ламинирование, накатка на основу) и т.д. Сложно назвать струйную и фотопечать конкурирующими технологиями. Для разных задач используются разные возможности.

По экспертным оценкам, доля химической фотопечати на сегодняшний день составляет 85-90% от общего объёма фотоотпечатков, появляющихся на бумаге. Например, PMA (Photo Marketing Association) в отчёте за 2005 год приводит цифру 90%, а мнения участников российского рынка согласно исследованиям The Boston Consalting Group в сентябре 2007, склоняются к цифрам от 85 до 95%. Остальные отпечатки приходятся, в основном, на домашнюю струйную печать. В рамках этой статьи речь пойдёт о самом распространённом способе печати, т.е. о химической фотопечати. Хотя большинство рассмотренных вопросов вполне применимы и для струйной, а также других способов печати.

Что такое минилабы?

В современных фотолабораториях основная масса фотографий печатается на специальных машинах, которые называют минилабами. Это оборудование ориентировано на печать малых и средних форматов, как правило от 10х15 см до 30х90 см включительно. Особенность минилабов заключается в оптимизации процессов под массовую фотопечать типовых (не произвольных) форматов. С помощью специальной лазерной или светодиодной головки изображение из графического RGB-файла экспонируется на фотобумагу со светочуствительной эмульсией и далее отпечаток попадает в классический «мокрый процесс». Современные минилабы, в совокупности с технологиями работы по локальной сети, позволяют печатать 1000-1800 цифровых отпечатков 10х15 в час, и более. При печати с фотоплёнки, негатив или слайд сканируется специальным встроенным сканером и далее работа с картинкой строится, как с обычным файлом. По одной машине имеют обычно небольшие лаборатории, где остановка производства не столь критична для бизнеса. В средних и крупных лабораториях редко установлено меньше 2-3 высокопроизводительных минилабов.

За последние несколько лет рынок производителей минилабов сузился до двух гигантов — компаний Noritsu и Fuji. По неофициальным данным, в последние годы предпринимались попытки к объединению соответствующих подразделений в единую корпорацию, но это не позволил сделать антимонопольный комитет Японии. В результате сегодня обе компании производят практически одинаковые минилабы, но под разными логотипами. Остальные производители минилабов прекратили своё существование. С недавних пор на рынке стали появиляться китайские производители, в частности Sophia. Несмотря на то, что их минилабы фактически копируют Noritsu, по качеству эти машины оставляют желать лучшего. Поэтому используются такие машины, в основном, в лабораториях без каких-либо значимых требований к качеству печати. Судя по всему, доля таких машин в мире пока несущественна.

Кроме минилабов, существуют печатные машины для больших форматов. Лидером «большого формата» в наше время является итальянский производитель Durst. В целом технологии печати на этих машинах такие же, как и на минилабах. Основные различия заключаются в возможных форматах печати, разрешении и цветовом охвате, который, как правило, несколько выше для больших машин. Если минилабы ориентированы на типовые форматы, то машины большого формата позволяют печатать произвольные размеры в пределах максимально возможного.

Каким максимальным размером можно напечатать файл?

Многие фотографы, перед тем, как отправить фотографии на печать, начинают искать в интернете таблицы соответствия мегапикселей матрицы и возможных размеров печати. Такие таблицы действительно существуют, но важно понимать, что они условны. Дело в том, что восприятие изображения напрямую зависит от условий просмотра и, в частности, от расстояния, с которого мы будем смотреть на картинку. Вспомните уличные билборды на стенах 9 этажных домов — если к ним подойти вплотную, мы увидим зерно или пиксели размером с лошадиную голову. Более того, мы не увидим ничего, кроме нескольких таких пятен. Но предназначено ли такое изображение, для того, чтобы вплотную водить перед ним носом? Конечно, нет. А сможем ли мы в принципе подобраться так близко? Вряд ли. Поэтому, прежде, чем приступить к составлению таблицы размеров, намотаем на ус — она может нам помочь лишь сориентироваться для условий просмотра с близкого расстояния. С близкого, потому что только в этом случае мы можем оценить оптическое разрешение печати. Чем больше формат печати, тем с большего расстояния мы будем на него смотреть. Поэтому с ростом формата уменьшается значимость разрешения печати для восприятия глазом.

Примерная таблица размеров печатиЧисло мегапикселей матрицы Рекомендуемый максимальный размер печатидля просмотра «в упор»*
2 15×20 см
4 20×30 см
6 25×35 см
8 30×40 см
10 35×45 см
12 40×50 см

* Практика показывает, что в случае химической фотопечати, благодаря оптическим свойствам эмульсии фотобумаги, достаточным разрешением для качественной печати является 200 dpi. Исходя из такого разрешения просчитана приведённая таблица. Напоминаю, что чем больше формат печати, тем с большего расстояния мы на него смотрим, соответственно, тем меньше может быть оптическое разрешение печати.

На практике разрешения печати, например, для уличных билбордов, порой достигают 20-30 dpi и ниже. А свои фотографии с 8-мегапиксельной камеры мне не раз доводилось печатать на формате 76х112 см. Если рассматривать такую картинку в упор, то эффект пикселизации будет заметен, но если смотреть на неё в нормальных условиях (с расстояния двойной диагонали изображения), то сложно даже заподозрить, что разрешение печати чуть больше 100 dpi.

В чём разница между 10х15 и 11х15?

Изначально форматы печати рассчитывались под наиболее распространённые форматы кадров. В рассвете плёночной эры большинство любительских камер снимало на плёнку 135-го типа в формат кадра 36х24 мм. Соотношение сторон такого кадра 3:2, именно под него создавались форматы печати 10х15, 20х30, 30х45 и другие.

С появлением цифровых фотоаппаратов производители стали ориентироваться на формат компьютерных мониторов, который в большинстве случаев близок к соотношению сторон 4:3. На сегодняшний день распространены камеры обоих типов:

С соотношением сторон кадра 3:2. Как правило, малоформатные зеркальные камеры.

С соотношением сторон кадра 4:3. Как правило, малоформатные любительские камеры.

Если напечатать кадр 4:3 на формате 10х15, то значительная часть изображения останется за пределами печати, либо на снимке образуются широкие белые поля (в зависимости от режима печати). Чтобы устранить это недоразумение, фотолаборатории стали активно предлагать клиентам новый формат печати 11х15, соотношение сторон которого близко к 4:3. Сегодня этот формат уже стал стандартным, под него изготавливают фотоальбомы, рамки, конверты, коробки и другие аксессуары.

Если вы печатаете фотографии без предварительного кадрирования, то для выбора наиболее оптимальных форматов печати, необходимо выяснить (или рассчитать) соотношение сторон кадра в вашей камере.

Ниже приводятся некоторые распространённые форматы печати в привязке к соотношениям сторон кадра:
Соотношение сторон кадра 3:2 Соотношение сторон кадра 4:3
10х15 11х15
15х22 15х20
30х45 30х40

Кадр в обрез/целиком — как задать режим печати?

Т.к. в общем виде любой файл имеет произвольные размеры (произвольные соотношения сторон), при его печати на любом стандартном формате всегда встаёт вопрос — как кадрировать? Математически существует только три варианта размещения картинки на итоговом отпечатке. В программном обеспечении минилабов соответствующие режимы печати обозначены следующим образом:

overall (кадр целиком)

cut (кадр в обрез)

real size (реальный размер)
Рассмотрим действие этих режимов подробнее.

Исходный кадр

Кадр целиком

Кадр располагается на отпечатке так, чтобы поместиться на нём целиком. С точки зрения геометрии, картинка вписывается в конечные размеры принта. Важно понимать, что в этом случае на бумажной фотографии могут образоваться белые поля.

Кадр в обрез

Кадр располагается на отпечатке так, чтобы не было белых полей. Геометрически картинка как бы «натягивается» на конечные размеры принта. Важно понимать, что это происходит за счет возможной потери информации. На примере показана теряемая информация.

Real Size

В этом режиме печать происходит «пиксель в пиксель», в соответствии с геометрическими размерами исходного файла и оптическим разрешением печатной машины. При этом, в зависимости от размеров файла и выбранного формата, возможны два варианта:

Если размер файла избыточен, часть картинки уйдёт за пределы отпечатка. При печати real size минилабы центрируют изображение.

Если размер файла недостаточен, картинка займёт лишь часть площади отпечатка. В этом случае с любой стороны (или со всех сразу) могут образоваться белые поля.

Как управлять резкостью на отпечатке?

С точки зрения управления резкостью, наибольший интерес представляет режим real size. Только в этом случае машина гарантированно не делает ресайза, т.е. пересчёта линейных размеров изображения при его выводе на печать. При печати в режиме real size картинка печатается «пиксель в пиксель», что и позволяет нам в нужной степени управлять резкостью при печати. Более подробно я писал об этом в статье Шарпинг под печать.

Большинство лабораторий, в т.ч. профессиональных, в открытом виде предлагают клиентам лишь два режима печати — в обрез, целиком. Несмотря на сложности понимания этих параметров, напечатать фотографии, не задав один из них, невозможно. А вот режим real size относится к дополнительным возможностям печати. Он более сложен для понимания и заведомо приведёт к браку, если файлы не готовить специальным образом. Однако профессиональные лаборатории позволяют печатать в real size, если это указать в примечаниях. На практике этот режим используется достаточно редко, т.к. готовить файлы к такой печати трудоёмко и их нельзя с тем же качеством использовать для печати других форматов. Режим real size обычно используют именно для задач, где высокоточная передача резкости картинки критична.

Какую бумагу выбрать — матовую или глянцевую?

Этот, казалось бы, простой вопрос заставляет нас задумываться почти каждый раз, когда мы заказываем печать фотографий. Именно потому, что мы не можем сделать однозначный выбор «раз и навсегда», производители фотобумаг и лаборатории предлагают как минимум два варианта, а в некоторых случаях больше.

Выбор типа бумаги в большей степени субъективен и в меньшей зависит от конкретных задач. Одним людям нравится блеск глянцевой бумаги, другим — возможность перебирать руками матовую, не оставляя следов пальцев. Широко распространено мнение, что глянцевая бумага более контрастна, однако измерения этого не подтверждают. Вероятно, такое восприятие обуславливается особенностью человеческого глаза. Стоимость обоих типов бумаг также не отличается.

Немаловажный фактор — условия просмотра. Если отпечаток будет висеть на солнечной стороне комнаты, я бы не советовал печатать его на глянцевой бумаге. А вот дать рекомендации против печати на матовой бумаге затруднительно, хотя многим такая бумага нравится меньше.

Не стоит забывать и про бумагу metallic, которую предлагают многие современные лаборатории. Эта бумага покрыта специальным слоем, который не только «играет» на свету, но и невероятно увеличивает прочность отпечатка — порвать руками такой снимок практически невозможно. Metallic отлично подходит для ярких и урбанистических сюжетов — подсолнухи в летний день, отражающие детали автомобилей и т.п. Однако такая бумага существенно дороже и на ней редко где принимают к печати форматы меньше 20х30.

На практике люди часто меняют тип бумаги от заказа к заказу или даже в рамках одного заказа. Я не советую уделять вопросу выбора бумаги слишком много внимания — действуйте по настроению, это принесёт вам несравнимо больше удовольствия. Меняйте тип бумаги, экспериментируйте. Старайтесь в момент заказа иметь под руками фотографии, отпечатанные на разных бумагах — тогда вы всегда сможете освежить ощущения и выбрать то, что вам по душе в данную минуту.

Как сделать чтобы отпечаток соответствовал картинке на мониторе?

Соответствие изображения на итоговом отпечатке и мониторе — комплексная задача, которая требует поддержки как со стороны фотографа, так и со стороны лаборатории. Для обеспечения максимально точной цветопередачи от файла к отпечатку необходимо:

Аппаратным образом откалибровать свой монитор. Для этого можно воспользоваться услугами специалистов или приобрести спектрофотометр и научиться с ним работать. Некоторые практические советы по калибровке можно найти, например, в статье Сергея Щербакова Настройка и калибровка монитора. Комплекты PANTONE/Gretagmacbeth Eye-One display LT и Eye-One display 2. Тем, кого вопросы калибровки интересуют на глубоком уровне, советую изучить статью Алексея Шадрина Колориметрическая настройка мониторов. Теория и практика.

Выбрать фотолабораторию, которая обеспечивает поддержку профайлов фотобумаг. Такой лабораторей является, в частности, Фотопроект.

Готовить файлы к печати с использованием профайлов бумаг, измеренных в данной лаборатории.

Профайл описывет цветовой охват бумаги и конкретного устройства, используемого в конкретных условиях. Поддержка профайлов со стороны лаборатории требует обеспечения стабильных условий печати (влажность, температура, химия, бумага и другое) и комплекса регламентных работ по калибровке оборудования. Если говорить о работе с Adobe Photoshop, то существует несколько способов работы с профайлами, основными из которых являются:

Предосмотр будущего отпечатка в режиме View — Proof Colors. Для этого необходимо предварительно записать профайл в специальную директорию операционной системы. В Windows XP профайлы располагаются в C:WINDOWSsystem32spooldriverscolor, в Mac OS X профайлы находятся в Library/ColorSync/Profiles. Для установки достаточно кликнуть правой кнопкой на файл и в открывшемся меню выбрать «установить профиль». Далее, при работе в Adobe Photoshop, выбираем необходимый профайл в View — Proof Setup — Custom. В этом режиме мы можем увидеть, как примерно будет выглядеть наш файл на будущем отпечатке, с учётом особенностей конкретнных условий печати. В случае необходимости, можно внести поправки в файл, находясь непосредственно в режиме софт пруфинга.

Конвертация графического файла в профайл устройства/бумаги с помощью команды Edit — Convert to Profile. Рекомендуемый для большинства случаев метод конвертации (Intent) — Perceptual. В момент конвертации происходит математический подбор цвета исходя из возможностей печати — таким образом, чтобы цвета на отпечатке выглядили максимально похожими на цвета в файле. Этот метод цветопередачи является более точным, но вносит необратимые изменения в файл, который нельзя использовать для других ситуаций. Если вы конвертируете картинку с профайлом, обязательно сохраняйте файл для печати в виде отдельной копии.

Конвертация средствами печатной машины. Как правило, минилабы не поддерживают такую возможность, однако машины большого формата Durst умеют пересчитывать цвета самостоятельно. Для этого она должна знать исходное цветовое пространство, в котором производилась работа с файлом. При сохранении файлов всегда имеет смысл убедиться, что в параметрах сохранения выставлена галочка ICC Profile. Минилабы игнорируют встроенные профайлы, но некоторым машинам такая информация необходима для качественной печати.

Что такое цветокоррекция при печати и зачем она нужна?

Качество итогового отпечатка напрямую зависит от качества исходных файлов. Напечатать можно практически любое изображение, независимо от того, сделан кадр любителем или профессиональным фотографом. Однако, для достижения максимального результата, файлы из фотокамеры или сканера, обычно расценивают как сырой материал, который требует дальнейшей интерпретации.

Как правило, любое изображение в той или иной степени можно улучшить с помощью элементарной или сложной компьютерной обработки. Результат улучшения зависит от качества исходного файла, характера изображения, творческих задач, опыта и имеющегося в распоряжении времени. Особенно актуально улучшение файлов в случае печати фотографий большого формата. К задачам подготовки файлов относят проверку, анализ проблем и возможных способов улучшения оригинала, цветокоррекцию, управление контрастом, яркостью, насыщенностью, резкостью, выделенную коррекцию областей (например, лиц) и т.д.

Если вы не владеете компьютерными программами обработки, некоторую элементарную цветокоррекцию можно поручить оператору печати. При печати малых форматов во многих лабораториях такая услуга предоставляется бесплатно и определяется параметром «цветокоррекция» (делать, не делать). Если вы готовили файл самостоятельно, этот параметр лучше задавать «не делать», тогда оператор отправит изображение на печать как есть, без дополнительного вмешательства. Если же параметр «цветокоррекция» задать «делать», то оператор внесёт поправки в цветопередачу картинки, если посчитает это необходимым. Такая коррекция в первую очередь направлена на исправление явных огрехов съёмки и производится согласно общепринятым нормам работы с цветом (серый — нейтральный, небо — голубое, трава — зеленая). Если в кадре есть люди, цветокоррекция производится по лицам. При работе с цветом оператор манипулирует следующими основными параметрами:

цветовой баланс (желтый, пурпурный, голубой)

плотность

контраст

В случае необходимости оператор может также вмешаться в насыщенность и резкость картинки, а также сделать кадрирование.

Цветокоррекция оператором также необходима в случае печати с плёнки, ведь не каждый фотограф может позволить себе сначала отсканировать съёмку и обработать её перед печатью. Передавая пожелания по цветокоррекции, не поленитесь описать их как можно подробнее. Не стесняйтесь писать в примечаниях такие фразы, как «сделайте понасыщеннее», «лучше более контрастно, чем недоконтраст», «люблю потемнее (посветлее)» и т.п. Цветокоррекция субъективна, поэтому чем больше информации о ваших предпочтениях будет у оператора, тем более вероятен ожидаемый вами результат.

Как узнать параметры цветокоррекции, которые внёс оператор?

Если вам понравилась (или наоборот, не понравилась) цветокоррекция оператора, вы можете узнать, что именно он сделал. При печати в профессиональных лабораториях такая информация располагается на обратной стороне каждого отпечатка и называется «бэкпринт» (backprint). Содержание бэкпринта зависит от типа печатной машины и параметров печати. Ниже приведится пример расшифровки бэкпринта в лабораториях «Фотопроект», но по аналогии можно расшифровать и любую другую печать.
Пример печати с плёнки

Пример печати с файла

Название лаборатории.

В скобках указан номер кадра на плёнке или название файла.

Номер отпечатка в заказе (внутренняя нумерация машины).

Источник печати, например:
CN — цветной негатив
CP — цветной позитив
HD — файл
BN — ч/б негатив
BNO — монохромная плёнка
SN — если на машине установлен режим сепии с негатива

Номер заказа по машинной нумерации.

Номер канала бумажных настроек.

Цифры с минусом или плюсом — коррекция по цветовым каналам в последовательности жёлтый, пурпурный, голубой, плотность. N — отсутствие коррекции. После 9 идёт A и так до F, что соответствует 16-ти.

Двузначная цифра — автоматическая коррекция плотности негатива. При печати с файлов — три прочерка. Первая цифра также заменяется на букву после 9-ти, т.е. B9 означает 119.

Другие корректуры, где:
AC — контраст
AСh — контраст в светах
ACs — контраст в тенях
SA — насыщенность
AS — резкость
GR — подавление зерна

Автоматическое масштабирование.

Ручное масштабирование.

Можно ли напечатать настоящее ч/б?

В современных лабораториях печать осуществляется в «цветном процессе», т.е. с использованием цветной бумаги и цветной химии. Печать на настоящей ч/б бумаге возможна в теории, но на практике для этого необходимо поддерживать специальные настройки печатной машины (химия, бумага). Т.к. ч/б печать на фоне цветной является редкой услугой, найти лабораторию, которая содержит для такой печати специальную машину, весьма затруднительно — это не выгодно экономически. Поэтому приходится довольствоваться выводом ч/б изображения на цветной бумаге. Незначительный цветовой оттенок в этом случае неизбежен, однако его можно значительно минимизировать (вплоть до невидимого глазу), если печатать в профессиональных лабораториях, которые обеспечивают стабильные условия печати. Практика показывает, что наилучшие результаты достигаются при конвертировании чёрно-белого изображения в профайл бумаги/устройства.

Метки:

Похожие статьи:

Leave a Reply


©2004 - 2010 Фото SNAPSHOT. Все права защищены. У каждой новости есть автор. Ссылки на источник указаны в нижней части статей..
Фото, самсунг, Снэпшот, сони, Картинки, никон, Скрины, модели фотоаппаратов, Фотоаппараты, скрины, Новости, фотографии, фотографы, галлереи,