Жанровая фотография и репортажная

0

Репортажная фотография — это фотографический отчет о событии, из которого зрителю понятно, что произошло, где, когда и с кем. Однако хороший репортаж вовсе не является сухой констатацией факта. Он должен содержать обобщение, образ, метафору, то есть отвечать еще и на вопрос «почему», а значит, быть авторским высказыванием. Это довольно трудная задача. Решение ее требует не только высокого технического мастерства, но и немалого культурного багажа. На известном снимке блестящего отечественного репортера Сергея Максимишина, сделанном в психоневрологическом интернате, изображено чаепитие пациентов. Люди весьма характерного вида сидят за столом перед самоваром, о чем-то разговаривают. А над головой у них висит икона Спасителя. А еще выше — часы. И каждый, кто хоть что-то в своей жизни прочитал, понимает: интернат интернатом, но на фотографии — тайная вечеря. Согласитесь, сопоставление не тривиально, и тут есть над чем подумать. В принципе, возможны два подхода. Я показал, как все было, а вы, зрители, решайте, как к этому относиться. И второй: было так, и вот что я об этом думаю; зрители вправе соглашаться или не соглашаться с моей оценкой. В споре о том, должен ли репортер быть беспристрастным, я на стороне интерпретаторов, не только рассказывающих о событии, но и анализирующих его, выражающих свое к нему отношение. Потому что хороший рассказчик сам должен быть интересной личностью. Потому что бывают события, на которые, если ты порядочный человек, смотреть беспристрастно невозможно. Понятно, что интерпретация должна быть абсолютно честной, не допускающей вранья и подтасовок.

Под жанровой фотографией понимается изображение сцен и образов повседневной жизни. Как правило, в ней прочитывается та или иная история, имеется действие. Хороший фотограф, вопреки распространенному мнению, должен не столько уметь «видеть», сколько уметь понимать, что именно он видит. В той немыслимой мозаике, которую жизнь постоянно раскладывает перед нашими глазами, нужно успеть мгновенно прочитать сюжет (если и когда он вдруг сложится), разглядеть ядро ситуации там, где большинство людей просто пройдет мимо. Фотография ценна тем, что позволяет остановить мгновение. Но каждое ли мгновение «прекрасно»? Каждое ли нужно останавливать? При взгляде на многие снимки начинающих фотолюбителей хочется спросить: почему именно в этот момент автор нажал на кнопку, почему направил камеру именно в эту сторону, что вообще заставило его снять это пустое, невыразительное изображение ни о чем? Возможно, фотографии начинающих стали бы более осмысленными, если бы авторы, хотя бы для себя, пытались придумывать для них названия. Конечно, плохой снимок удачное название не спасет. Зато воздействие хорошего может значительно усилить. К тому же, если автор не в состоянии придумать название к собственному снимку, это, скорее всего, означает, что он сам не понимает, что и зачем снял.

Между репортажной и жанровой фотографией много общего. Часто приходится видеть типичные жанровые снимки, авторы которых искренне считают их репортажными. Сидят, например, на скамейке трое и выпивают; дети играют с кошкой; старушка идет в магазин за хлебом… Но ведь это не репортаж. Здесь нет События. Это — повседневная жизнь. Путаница происходит потому, что и репортаж, и жанр снимаются одним и тем же репортажным методом, то есть без вмешательства фотографа в происходящее. Автор наблюдает жизнь и фиксирует наиболее яркие ее проявления.

Надо заметить, что фотолюбители, которые любят работать в репортажном режиме, чаще всего снимают именно жанр. Все-таки событийный репортаж, как правило, остается уделом профессионалов. Связано это со многими причинами: профессионалу легче узнать о предстоящем событии, его, в отличие от фотолюбителя, пустят на место происшествия, в случае осложнений за ним стоит его редакция, он, наконец, лучше оснащен. Поэтому сейчас мы будем говорить, в основном, именно о жанровой фотографии, в которой, однако, применяются все приемы и навыки, используемые в работе профессиональных репортеров.

Прежде всего, отметим, что опытный фотограф ведет себя так, что участники действия его не замечают. Для этого существует два метода: съемка скрытой камерой и съемка привычной камерой.

Скрытой камерой снимают с большого расстояния, из укрытия, используя телеобъектив. Вследствие этого, как правило, в кадре отсутствуют разделение планов, перспектива и объем. Получается фотография, сделанная как бы со стороны. Она даже может производить впечатление подглядывания в замочную скважину. Иначе организуется съемка привычной камерой. Фотограф долго находится среди снимаемых людей с камерой в руках, и через определенное время они просто перестают обращать на него внимание. «Невидимый» фотограф снимает непосредственно из гущи события. Для этого применяются широкоугольные объективы. В снимках четко выделяются объекты переднего и заднего планов, появляется объем, сюжеты динамичны, и зритель чувствует себя вовлеченным в действие.

Не всем людям нравится, когда их снимают на улице. Учитывая возможность агрессии со стороны снимаемых, полезно рассмотреть вопрос, что опаснее — снимать из-за куста телевиком или в упор широкоугольником? Как ни странно, съемка в упор безопаснее. Обнаружив фотографа, снимающего телеобъективом из укрытия, его немедленно начинают подозревать в нехороших намерениях: а вдруг он шпион, частный детектив или, хуже того, скандальный репортер? Последствия таких подозрений вполне предсказуемы. Другое дело — человек с широкоугольником, который с радостной улыбкой тычет своим фотоаппаратом чуть ли не в лицо прохожим. Его скорее примут за простака-туриста, чем за злоумышленника.

Рано или поздно у автора, снимающего репортажным методом, непременно возникает вопрос о том, насколько вообще законны его действия? Когда снимать можно, а когда нельзя? Деятельность фотографа регламентируется официальными документами, среди которых Закон «О печати», Закон «О государственной тайне», Перечень сведений конфиденциального характера и даже статья 24 Конституции РФ. Впрочем, иногда право расходится с правоприменительной практикой и то, что запрещено, все безнаказанно снимают, а на вполне безобидные объекты лучше объектив не поднимать во избежание серьезных неприятностей. Так, например, запрещено снимать в аэропортах и на борту авиалайнеров (до сих пор действуют правила, принятые в СССР), однако все снимают, и ничего страшного не происходит. С другой стороны, снимать сотрудников милиции при исполнении ими служебных обязанностей, безусловно, разрешено всем желающим, но тут, как говорится, возможны варианты.

Похожие статьи:

Leave a Reply


©2004 - 2010 Фото SNAPSHOT. Все права защищены. У каждой новости есть автор. Ссылки на источник указаны в нижней части статей..
Фото, самсунг, Снэпшот, сони, Картинки, никон, Скрины, модели фотоаппаратов, Фотоаппараты, скрины, Новости, фотографии, фотографы, галлереи,